Составляющие маркетинга. Страховой маркетинг имеет две основные плоскости осмысления: макроэкономическую и практическую. С одной стороны, он представляет собой явление страхового рынка, играющее на нем все возрастающую системную роль как явление, в значительной мере определяющее лицо страхования, а с другой стороны - это практический инструмент работы страховых компаний, направленный на изучение рынка и оптимизацию отношений с потребителем (страхователем). Последнее воплощение маркетинга играет все большую роль в повышении прибыльности компаний, поэтому практическая сторона страхового маркетинга представляет собой, прежде всего, набор инструментов для улучшения рыночной результативности страховщика. В связи с этим в последнее время страховой маркетинг все полнее становится одной из составляющих технологического арсенала страховщиков и иных субъектов страхового рынка - брокеров, агентов и др. Но между двумя сторонами страхового маркетинга есть и обратная связь - его системная значимость растет по мере применения в практической деятельности страховых организаций. Дело здесь в том, что количественное наращивание применения маркетинга в деятельности страховых компаний приводит к перестройке бизнеса на новые принципы клиентоориентированности и учета требований рынка. Это, в свою очередь, заставляет страховщиков изменять собственные организационные структуры и проводить переподготовку персонала.
Глава 2. Страховой рыночный маркетинг в России 2 2.1. Страховой маркетинг. Составляющие страхового маркетинга. 2 2.2. Роль страхового маркетинга в повышении эффективности страхования 16 2.3. Особенности страхового бизнеса, определяющие специфику страхового маркетинга 28 2.4. Развитие страхового маркетинга в России. Нынешнее состояние российского страхового маркетинга 29 2.5. Прогноз развития страхового маркетинга в России 38 2.6. Социально ориентированный маркетинг в российском страховании 46 2.7. Маркетинг идеи страхования в России 54 2.8. Маркетинговая стратегия страховщика в системе гармонизации финансово-экономических отношений в страховании. 57 2.9. Организация маркетинговой службы в страховой компании. 71
-