Введение
В школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этого состоит в том, что память переходит от непроизвольной к произвольной, становится более регулируемой и опосредствованной.
Детям школьного возраста приходится в школе и дома запоминать много очень различной по содержанию информации. Зачастую для запоминания этой информации ученики используют самый простой и распространенный способ запоминания это многократное повторение или механический прием запоминания. Но данный прием не позволяет сохранить информацию всю в полном объеме и на длительный период. Для качественного и длительного запоминания информации используются специальные приемы и способы мнемотехника. Большинство детей в школах такими приемами не владеют, следовательно, много информации со временем теряется из памяти. Зная данные приемы, учащиеся, запомнили бы большее количество самой разнообразной и необходимой информации, на этот процесс понадобилось бы меньшее количество времени и она сохранилась бы на более длительное время.
Эти данные и послужили основанием для выбора темы исследования, и определило её актуальность.
Объект исследования: память и мнемические приемы и способы запоминания.
Предмет исследования: особенности развития памяти учащихся.
Цель исследования: определить уровень развития памяти учащихся при использовании ими мнемических приемов запоминания и без них.
Гипотеза исследования: предположение о том, что использование учащимися рациональных способов и приёмов запоминания повышает эффективность запоминания материала.
Задачи исследования:
1. Дать понятие о памяти и мнемических приемах запоминания;
2. Охарактеризовать особенности развития памяти учащихся;
3. Рассмотреть виды мнемических приемов запоминания;
4. Изучение научной литературы по проблеме развития памяти учащихся;
5. Провести эмпирическое исследование по определению уровня развития памяти учащихся при использовании мнемических приемов запоминания и без них.
Практическая значимость изучения влияния мнемических приемов и способов на запоминание учебного материала учащимися и применение ими этих приемов заключается в том, что результаты исследования могут наглядно показать, что при использовании таких приемов в обучении существенно повышает качество и объем запоминаемого материала.
Объективность данных обеспечивается комплексом использованных методов, а именно: беседы, интервью. В исследовании принимали участие 7 человек разных возрастных групп, но все учащиеся школы. Исследование проводится индивидуально с каждым испытуемым, в комнате, где испытуемым комфортно выполнять задания, в полной тишине, без отвлекающих факторов.
Содержание
Введение
Глава I: Проблема развития памяти учащихся
1.1.Понятие памяти и рациональных способов и приемов запоминания
1.2.Особенности развития памяти учащихся
1.3.Мнемические способы и приемы запоминания
Выводы по I главе
Глава II: Экспериментальное исследование уровня развития памяти учащихся при использовании ими мнемических приемов запоминания и без них
Выводы по II главе
Заключение
Содержание
Список литературы
1.Агафонов А.Ю., Волчек Е.Е. Психология мнемических явлений: Учебное пособие. Самара, 2005. Изд-во «Универс-групп», 2005 120 с.
2.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах. Т. 2 / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Педагогика,1979.
3.Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2005. 240 с.
4.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - метод пособие к курсу «Психология человека». М.: пед. общество России, 2003. 276 с.
5.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Издат. «Речь», 2006. 693 с.
6.Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. стр. 123.
7.Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Издательский центр Академия/ 1998 г.
8.Коломинский Я. Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.: ил.
9.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2005. 464 с.
10.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии СПб.: Питер, 2007. 320 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
11.Немов Р.С. Общая психология: : Учебник для студентов образоват. учрежд. сред. проф. образование. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003 г. 400 с.
12.Общая психология. Экзаменационные ответы. М.: «Ответ», 2007. 96 с.
13.Основы психлогии: Практикум Ред. сост. Л.Д. Столяренко. Изд-е 7-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с. (Высшее образование)
14. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / М.: Российское педагогическое агентство/ 1995 г.
15.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд., доп. И перераб. СПб.: Питер, 2007. 560 с.: ил.
16.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А. ЛГУ. 1990 г.
17.Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. 400 с. ил.
18.Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 352 с.
19.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,1999.
20.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970 г.
21.Современный психологический словарь/под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. 490 с.
22.Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272 с.
23.Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 368 с.