(Нет отзывов)
45 страниц
2019-05-29

Психологическое консультирование в менеджменте

В наличии
1640 ₽

Введение

Бурное развитие в России за последние пятнадцать-двадцать лет различных направлений психотерапии и разных форм психологического консультирования актуализирует вопросы профессионального развития и подготовки специалистов в данных областях практики. Специфика деятельности в области психологического консультирования предъявляет ряд требований к формированию профессионально важных качеств личности специалиста и связанных с ними когнитивных структур, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности. Становление компетентного специалиста в области психологического консультирования происходит в процессе поэтапной профессионализации, связанной с изменениями в интеллектуальном и личностном развитии.
Актуальность исследования связана с большим интересом к проблеме психологического консультирования в менеджменте.
Психологическое консультирование – это один из видов профессиональной деятельности психолога. Оно требует серьезной теоретической и практической подготовки. Психологическое консультирование является процессом, в котором взаимодействуют и проживают часть своей жизни двое: клиент и консультант. Этот процесс динамичен, в нем возможны успехи и неудачи с обеих сторон. Консультант работает с проблемами повседневной жизни, в которую включена личность клиента. Это могут быть и трудности развития и адаптации, и трудности принятия решения, трудности жизненного выбора, сложности переживания кризисных периодов, сложности во взаимоотношениях с людьми, вызванные акцентуациями характеров, заболеваниями, трудности личностного роста и совершенствования. Широкий круг таких проблем и составляет предмет психологического консультирования.
Работая в организации, психолог осуществляет сразу несколько функций. Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены несколькими категориями:
а) оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);
б) профессиональная ориентация и консультирование;
в) социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;
г) ускорение процессов адаптации работников в организации - взаимодействие руководителя с подчиненными;
д) психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;
е) формирование групповых норм, морали, организационной культуры;
ж) профилактика и разрешение конфликтов;
з) контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;
и) создание команды .
Чаще всего психолог работает консультативными методами, осуществляя консультативную функцию. Психолог консультирует по вопро¬сам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека (например, при приеме на работу, заполнении вакансий, сокращении кадров). Психолог участвует в проектировании и разработке различных методов управления персоналом, социальным развитием организации, улучшении организации труда и консультирует руководство по этим вопросам. Особое место занимает персональное консультирование. Необходимость консультирования, как правило, связана с определенной ограниченностью опыта руководства организации в управленческих и психологических областях. Очевидным преимуществом консультанта является возможность самостоятельного, независимого видения ситуации. Основной фактор эффективной работы консультанта - его свобода и независимость, которая складывается из финансовой (размер оплаты и ее надежность), административной (консультант не подчиняется клиенту) и эмоциональной составляющих. Консультирование, как правило, невозможно без исследовательской проработки и принятия экспертной позиции.

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования в менеджменте 6 1.1. Психологическое консультирование как вид работы практического психолога 6 1.2. Консультирование в менеджменте: виды, модели, принципы 13 1.3. Структура процесса консультирования 16 1.4. Психологическое сопровождение командообразования в организационном консультировании 16 Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности программы психологического консультирования в организации 22 2.1. Описание методики и хода исследования 22 2.1.1. Цель, задачи, объект и предмет исследования 22 2.1.2. Методы 23 2.1.3. Характеристика испытуемых 24 2.1.4. Ход исследования 24 2.2. Результаты исследования 25 2.3. Выводы и рекомендации исследования 37 2.4 Тренинговая программа «Практическая деятельность психолога по профилактике конфликтов в организации» 38 Заключение 42 Литература 44


1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для судентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 480 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. ? М.: РИЦ Консорциума . 2004.
3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
4. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. - СПб., 2004. – 196 с.
5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. – с. 736.
6. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология. — СПб.: Издательство «Речь»,2001. — 352 с.
7. Елизаров А.Н. Психологический смысл, предмет и задачи консультативной психологии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - №2. - С. 23 - 30.
8. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 2000. - 290 с.
9. Каган В.Е. Психология и психотерапия: гуманизация и интеграция // психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии // под ред. Леонтьева Д.А. Щур В. Г. - М., Смысл. 1997.
10. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений. - М., Политиздат, 1988. - С. 335.
11. Коттлер Дж., Браун Р., Психотерапевтическое консультирование. – С - П., 2001. - 34 с.
12. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. – М.: Академический проспект, 2009.
13. Леонова А. В., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития /Хрестоматия. - М., 2005.
14. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. ? М.: Смысл, 2008.
15. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М., 2005. - 103с.
16. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма \"Класс\", 2004.
17. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с.
18. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Владос, 1999.
19. Немов Р.С. “Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В з-х кн. 3-е изд.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.2: Психология образования. – 608 с.
20. Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. проф. А.В.Петровского. изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: \"Просвещение\", 2006.
21. Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М., 1995.
22. Почебут Л. Г., Чикер В. А.. Организационная социальная психология. - СПб., - 2002.
23. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. ? М.: Аспект Пресс, 1997.
24. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / под ред. К.М. Гуревича. - М., 1991.
25. Психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 2006. – 312 с.
26. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред Б.Д. Карвасарского.-СПб.: Питер, 2009.
27. Рид У.Дж. Проблемно-ориентированный подход //Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. / Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. ? М.: Центр общечеловеческих ценностей. 2004. Т. 2.
28. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 2004.
29. Социальная психология: Учеб.пособ./А.Н.Сухов,А.А.Бодалев,В.К.Казанцев и др.-М.:Класс,2000.-160 с.
30. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. М.: Класс, 2007.
31. Тодд Дж., Богарт А. Основы клинической и консультативной психологии. - М.: Эксмо, 2001.- 768с.
32. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993.
33. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Академия, 2001.- 208с.
34. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Ком, 2008. - 608 с.
35. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., Просвещение, 1990. - 128 с.
36. Шульман Л. Консультации //Энциклопедия социальной работы. В 3-х т./ Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 2004. Т. 2.
37. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд. / Пер. с англ. Т. Саушкиной. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 352 с.
38. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

Список курсовых работ по предмету психология