Говоря о портретных деталях в прозе Чехова, мы имеем в виду не столько описание, сколько передачу внутреннего мира через внешние черты, так называемую портретно-психологическую характеристику. А.П. Чехов намеренно делает огромные пробелы в описании портрета персонажа или вовсе его не дает, а между тем читатель зрительно прекрасно представляет портрет героя, опираясь на характеристику героя, поступки, социальное положение, отношение к нему других персонажей.Так, например, в рассказе «Размазня» (1883 г.) упоминаются только «длинный хорошенький носик», покрывшийся потом, и «плачущий глаз» Юлии Васильевны, а из деталей одежды – её оборочки, которые она нервно теребит, но перед нами предстает портрет молоденькой гувернантки – робкой, смущенной, нерешительной, небогато одетой и симпатичной. Мы жалеем девушку, у которой такой жестокий хозяин. Но когда открывается, что над гувернанткой зло пошутили, преподав урок, мы усмехаемся тоже, ведь «легко на этом свете быть сильным!» [28, с. 7]
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I ДЕТАЛЬ КАК КОМПОНЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1.1 Художественная деталь, классификации и функции 1.2 Портрет и портретная деталь ГЛАВА II АНАЛИЗ ПОРТРЕТНЫХ ДЕТАЛЕЙ В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. – СПб: Паритет, 2006. – 314 с. 2.Березняк, М.А. Типы и функции художественной детали в англоязычной прозе: Автореф. дис. канд. филол. Наук / М.А. Березняк. –Одесса, 1985. – 16 с. 3.Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с. 4.Быкова, И. А. Типология портрета персонажа в художественной прозе А. П. Чехова // Языковое мастерство А.П. Чехова. – Ростов н/Д., 1990. – С. 38-46 5.Вершинина, Н.Л. Введение в литературоведение: учебник / Н.Л. Вершинина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 416 с. 6.Гатауллина, А.Н. Портрет и его виды в литературоведении / А.Н. Гатауллина // – Цифровая наука. – 2022. – №2. – С. 22-30. 7.Дама с собачкой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/976/p.1/index.html. – (Дата обращения: 22.04.2023). 8.Деталь (литература) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1478516. – (Дата обращения: 23.04.2023). 9.Добин, Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали / Е.С. Добин. – Л.: Издательство «Советский писатель», 1981 г. – 429 с. 10.Дом с мезонином [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1050/p.1/index.html. – (Дата обращения: 23.04.2023). 11.Ионыч [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/437/p.1/index.html. – (Дата обращения: 23.04.2023). 12.Категории художественной формы. Художественная деталь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/literatura/kategorii_hudozhestvennoy_formy_hudozhestvennaya_detal/. – (Дата обращения: 29.04.2023). 13.Клишина, О.С. Общечеловеческое и этноспецифическое в описании внешности персонажей прозы А.П. Чехова / О.С. Клишина // – Вестник Новгородского государственного университета. – 2011. – №63. – С. 74-77. 14.Колодина, Н.И. Художественная деталь как средство текстопостроения, вовлекающее читателя в рефлективный акт: диссертация канд. филол. наук / Н.И. Колодина. – Тверь, 1997. – 193 с. 15.Комментарий к проблеме текста. Виды комментариев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://beketovanatalia25011965.blogspot.com/2022/01/31_30.html. – (Дата обращения: 29.04.2023). 16.Кухаренко, В.А. Интерпретация текста: Учеб пособие для студентов пед ин-тов по спец. / В.А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с. 17.Левкович, О.В. Гуманитарные науки / О.В. Левкович // Особенности создания портретно-психологической характеристики в прозе А.П. Чехова. –Ученые записки Казанского университета. – 2012. – С. 63-68. 18.Лексические средства создания портрета (на материале художественной прозы А. П. Чехова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/bykova-leksicheskie-sredstva.htm. – (Дата обращения: 26.05.2023). 19.Невская, П.В. Структурно-типологические особенности портретных описаний в художественном произведении / П.В. Невская // Культурная жизнь юга. – №4. – 2009. – С. 115. 20.Петько А.И. Стереотипы внешности в раннем творчестве А.П. Чехова и их языковые особенности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://human.snauka.ru/2017/12/24675 (дата обращения: 14.05.2023). 21.Портрет в литературе: понятие, техника описания героя и примеры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/457062/portret-v-literature-ponyatie-tehnika-opisaniya-geroya-i-primeryi (дата обращения: 04.05.2023). 22.Портрет и его функция в трилогии А. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filorelea.narod.ru/referat/chehov-potret.html (дата обращения: 14.05.2023). 23.Поэтика Чехова. Мир Чехова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://royallib.com/book/chudakov_aleksandr/poetika_chehova_mir_chehova_vozniknovenie_i_utvergdenie.html. – (Дата обращения: 29.04.2023). 24.Роднянская И.Б. Художественная деталь / И.Б. Роднянская. – М.: Дрофа, 1989, – 21 с. 25.Художественная деталь в прозе И.А. Гончарова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studexpo.net/1166611/literatura/hudozhestvennaya_detal_proze_goncharova. – (Дата обращения: 01.05.2023). 26.Художественная деталь и ее виды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://m-evildoer.ru/detal/klassifikacziya-detalej/ – (Дата обращения: 01.05.2023). 27.Художественная деталь как средство создания образа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://foxford.ru/wiki/literatura/hudozhestvennaya-detal-kak-sredstvo-sozdaniya-obraza. – (Дата обращения: 01.05.2023). 28.Чехов, А.П. Хамелеон: Рассказы. – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013. – 320 с. 29.Щеглов, М.А. Верность деталей / М.А. Щеглов // На полдороге: Слово о русской литературе / М.А. Щеглов Предиcл. А.П. Туркова ; Послесловие В.Д. Сквозникова ; Художник А. Д. Мухина ; Сост. В. П. Балашов . – М.: Прогресс-Плеяда, 2001. – 129-171.