ГЛАВА 1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА УРОКАХ РКИ 1.1. Формирование лексического навыка Любой язык – это сложная семиотическая система, используемая людьми с целью коммуникации. В собственно языковом аспекте язык – это организованная система, которая состоит из лексических единиц (слов, морфем, фонем) и их объединений в различные структуры. Лексика языка является средством хранения и передачи информации, способом обмениваться мыслями и знаниями. С точки зрения педагогики язык представляет собой «иерархическую структуру, состоящую из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков» [12, с. 287], которые изучаются на уроке РКИ с целью обеспечения успешного иноязычного общения. Лексика является главным компонентом вербального общения как на родном, так и на иностранном языке. Однако общение между людьми может происходить и без использования лексических единиц. Так, еще с древнейших времен человечество пользовалось разнообразными неречевыми средствами коммуникации
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА УРОКАХ РКИ 7 1.1. Формирование лексического навыка 7 1.2. Объективные и субъективные трудности изучения русской лексики 15 1.3. Игра на уроках РКИ 26 ГЛАВА 2. УСВОЕНИЕ ЛЕКСИКИ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЯ» С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ 37 2.1. Анализ лексических игр из учебников по РКИ 37 2.2. Разработка игровых упражнений для изучения лексики по теме «Путешествия» 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с. 2. Азитова, Г.Ш. Лексические единицы с национально-культурной спецификой в практике обучения русскому языку как иностранному // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23. – № 4. – С. 157-158 с. 3. Акишина, А.А. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного/ А.А. Акишина, О.Е. Каган. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Рус. яз. Курсы, 2002. – 256 с. 4. Биоуроки [Электронный ресурс] URL: https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html (дата обращения: 20.02.2023). 5. Бирова, И.Л. Игра и игровые упражнения в обучении РКИ // Болгарская Русистика. – 2015. – № 3-4,195-205 с. 6. Бочкарева, Т.А. Игровые технологии на уроках английского языка // Вестник науки и образования. – 2020. – № 4-1 (82), 85-87 с. 7. Брем, Н.С. Особенности барьеров при изучении иностранного языка в языковой среде и вне ее // Самарский научный вестник. – 2020. – Т. 9. – № 3, 250-257 с. 8. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка // Педагогическое мастерство. – М.: Буки-Веди, 2012, 152-154 с. 9. Верещагина, Е.А. Edutainment как современная технология обучения иностранных студентов средствам выражения субъективной модальности в русской речи // Мир науки, культуры, образования/ Е.А. Верещагина, Т.А. Жукова. 2019. – № 5 (78) – С. 10-13. 10. Ветрова, В.С. Применение технологии эдьютейнмент в профессионально ориентированном обучении на уроках РКИ // Русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза: Материалы II Межвузовской научно-методической конференции/ В.С. Ветрова, О.С. Шестакова. 2019, 41-49 с. 11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Л.С. Выготский. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004, 200-235 с. 12. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика/ Н.И. Гез. М.: Academia, 2013. – 336 с. 13. Гетман, К.А. Изучение и восприятие трудной лексики на занятиях по РКИ в прагматическом аспекте // Семиотическое пространство языка. Синхрония и диахрония: Материалы международной научно-практической конференции / под редакцией А.И. Бочкарева, А.А. Гетман. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017, 213-217 с. 14. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. [Электронный ресурс] URL: https://puskinhn.edu.vn/admin/webroot/upload/image/files/bazovui%20uroven.pdf (дата обращения: 24.03.2023). 15. Дзюба, Е.В. Игровые интерактивные технологии на уроках РКИ в системе профессионально ориентированного обучения // Педагогическое образование в России/ Е.В. Дзюба, А.Э. Массалова. 2019. – № 2 – С. 46-55. 16. Дмитрусенко, И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2012. – № 25, 126-127 с. 17. Доброштан, Т.В. Коннотативная лексика в методике преподавания РКИ: трудности семантизации в иноязычной аудитории // Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції «Сучасна філологія: теорія та практика». – Киев : Нац. акад. СБУ, 2021, 320-322 с. 18. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие. – СПб., 2005, 42-45 с. 19. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – В 2-х т. – М.: Русский язык, 2000. [Электронный ресурс] URL: http://www.efremova.info/ (дата обращения: 15.02.2023). 20. Игра «Соберите слово из букв» Электронный ресурс] URL: https://vneuroka.ru/games/igra-soberite-slovo-iz-bukv-sozdat-igru-dlya-detej-3/ (дата обращения: 18.02.2023). 21. Капкаев, Ю.Ш. Геймификация образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования/ Ю.Ш. Капкаев, В.В. Лешинина, Д.С. Бенц. 2019. – № 63-2, 213-216 с. 22. Ковалева, А.В. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2013. – № 2, 231-233 с. 23. Коломейцева, Е.Б. Игра-квест как метод активного обучения в РКИ // Проблемы современного педагогического образования/ Е.Б. Коломейцева, С.А. Шмалько-Затинацкая. – 2021. – № 72-2, 124-127 с. 24. Крючкова, Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. Учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ/ Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. – М.: Наука, 2009. – 480 с. 25. Кутбиддинова, Р.А. Методы активного социально-психологического обучения. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. – 136 с. 26. Лапошина, А.Н. Опыт экспериментального исследования сложности текстов по РКИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. – Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ (г. Уфа, 11–14 октября 2018 года). – СПб.: РОПРЯЛ, 2018. – С. 544-1549. 27. Мокрищева, В.С. Объективные и субъективные трудности в п