Упражнение 15 Определите вид отношений между понятиями, изобразите их на круговых схемах. Государство (А). Унитарное государство (Б). Россия (С). Понятие Б подчиняется А. Всякий элемент класса Б является элементом класса А. То есть любое унитарное государство является государством. Существуют элементы класса А не входящие в класс Б. Например, Федерация, Конфедерация или Автономия. Отношения между понятиями А и С также являются подчинением и объясняются аналогично. Понятия С и Б находятся в отношении соподчинения. Они не имеют общих элементов. Россия не может быть унитарным государством, так как является Федерацией, и наоборот. При этом в предметной области есть элементы не входящие ни в С, ни в Б (Конфедерация или Автономия)
Глава 1 Упражнение 15 Определите вид отношений между понятиями, изобразите их на круговых схемах. Государство (А). Унитарное государство (Б). Россия (С). Упражнение 17 Обобщите понятие «Криминология» Упражнение 24 Установите правильность следующих определений: Дееспособность – способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. Упражнение 28 Проверьте правильность деления понятий, в неправильном делении укажите, какие правила нарушены. Соучастниками преступления являются подстрекатели и пособники преступления Глава 2 Упражнение 4 Суждения со сложным субъектом и сложным предикатом выразите в символической записи. Кино, радио, телевидение, пресса стали мощными факторами воздействия на массы Упражнение 6 Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката. Государственное право – юридическая наука Упражнение 11 Укажите соединительные и разделительные суждения, в последних – вид дизъюнкции (строгая или нестрогая, полная или неполная), приведите символическую запись суждений. Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Упражнение 12 Укажите антецедент и консеквент условных и эквивалентных суждений, приведите их символическую запись. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. Глава 3 Упражнение 1 Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода. Если посылка выражена не в явной логической форме, преобразуйте ее в соответствии со схемами суждений А,Е,I, O. Все студенты 12-й группы являются успевающими Упражнение 6 Проверьте правильность обращения. Если обращение неправильно, сделайте правильный вывод. Составьте схему вывода Все студенты юридических вузов изучают логику Упражнение 10 Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность или ложность. Совершеннолетние имеют право голоса. Упражнение 11 Из приведенных суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения, установите их истинность или ложность. Некоторые преступления не являются умышленными Глава 4 Упражнение 3 Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему, б) по отрицающему модусу, постройте их схему в символической записи. Если будет засуха, посевы погибнут Упражнение 5 Сделайте вывод из посылок, установите, следует ли он с необходимостью. Если Н. совершил грабеж, он привлекается к уголовной ответственности. Н. привлекается к уголовной ответственности Упражнение 7 Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу, б) по отрицающее-утверждающему модусу; опираясь на схему модуса, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок. Юридические законы делятся на основные (конституционные) и обыкновенные Упражнение 8 Постройте рассуждение по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения. Уважительными причинами неявки обвиняемого по вызову следователя признаются: болезнь, лишившая обвиняемого возможности явиться, несвоевременное получение обвиняемым повестки или иные обстоятельства, лишающие обвиняемого возможности явиться в назначенный срок. Как выяснилось, обвиняемый не был болен, и повестку он получил своевременно. Возможно, что имели место какие-то другие уважительные причины, помешавшие ему явиться в назначенный срок.
1. Гетманова А.Д. Учебник по логике.- М., 2003
2. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. – М.: Дело, 2004.
3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М, 1998.
4. Кузьмин А.В., Очиров Д.Э. Логика. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004.
5. www.pravoteka.ru