(Нет отзывов)
13 страниц
2019-05-04

Методичка ЯГТУ «Практические занятия по русскому языку для студентов-нефилологов», Варианты контрольных работ для студентов заочного факультета, Вариант 4

В наличии
221 ₽

1. Вопросы по теории курса: Что означает «точность речи»? Что такое «общепонятность», «общедос¬тупность речи»? Охарактеризуйте лексику русского языка с точки сферы ее употребления. Расскажите об использовании в речи профессионализмов, диа¬лектизмов, жаргонизмов, терминов, иностранных слов. Какие ошибки встреча¬ются в речи при их использовании? Точность - это такое коммуникативное качество речи, которое предполагает соответствие ее смысловой стороны (плана содержания) отражаемой реальной действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятия. Точность, таким образом, включает в себя умение: правильно отражать реальную действительность и правильно выражать мысли и оформлять их с помощью слов. Различаются два вида точности: предметная (фактическая) и понятийная (речевая, коммуникативная). Предметная точность создается благодаря соответствию содержания речи, отражаемому в ней фрагменту действительности. В ее основе лежит отношение речи с действительностью. Главным условием предметной точности является знание предмета речи, без чего невозможно дать верные сведения о действительности. Примером нарушения предметной точности может служить высказывание: “Солнце вращается вокруг Земли”. Правда, иногда говорить о соответствии мысли реальной действительности приходится весьма условно. Говорящий (пишущий) не всегда передает адресату мысли, отражающие реально происходящие события (например, многие мысли, выраженные в художественных произведениях). С лингвистической точки зрения важно, чтобы мысли (адекватные или неадекватные отображаемой действительности) были правильно выражены, возбудили в сознании адресата адекватную мысль. Для того чтобы речь была точной, одной предметной точности недостаточно, нужно еще, чтобы содержание соответствовало той системе понятий, которая в ней обозначена, т.е. нужна понятийная точность. Понятийная точность опирается на связь: слово-понятие и состоит в соответствии семантики компонентов речи содержанию и объему выражаемых ими понятий. Она предполагает умение точно обозначать словом возникшее представление, находить единственно верное слово. Понятийная точность зависит, прежде всего, от умения правильно выбирать слова и употреблять их в точных значениях, т.е. в тех значениях, которые закреплены за ними в системе литературного языка и зафиксированы в специальной справочной литературе. Это позволяет рассматривать точность речи как лексико-семантическую правильность, т.е. как соблюдение лексико-семантических норм литературного языка. Однако, точность в отличие от правильности, базирующейся лишь на лингвистических факторах, опирается и на экстралингвистические факторы; она основывается на связи: речь и действительность. Высказывание может быть правильным в плане оформления, но не точным в плане содержания. Например, грамматически правильное предложение: “Атом неделим”, является неточным, так как его содержание не соответствует реальной действительности.

1.Вопросы по теории курса: Что означает «точность речи»? Чтотакое «общепонятность», «общедоступность речи»? Охарактеризуйте лексику русского языка с точки сферы ее употребления. Расскажите об использовании в речи профессионализмов, диа¬лектизмов, жаргонизмов, терминов, иностранных слов. Какие ошибки встреча¬ются в речи при их использовании? 2.Расставьте ударение. Аге́нт, гомеопа́тия, гражда́нство, ана́лог 3.Лексические нормы. Дать объяснение заимствованных слов: Абонемент — договор, по которому одна сторона имеет право пользоваться каким-либо имуществом или право требовать оказания определенных услуг от другой стороны периодически, в течение срока действия договора абонемента, либо бессрочно; 4.Морфологические нормы: Определите род имен существительных, подберите определение: Безе (средний род) — французский десерт из взбитых с сахаром и запечённых яичных белков. Иногда используются также винный камень или кукурузный крахмал (в качестве связывающего компонента). Просклоняйте данные числительные:1968, 5477, 456, 1003, 90, полтораста, 60. 5. Синтаксические нормы Выберите правильный вариант при согласовании подлежащего и сказуемого в данных предложениях. Большинство студентов нашей группы защитили курсовой проект .6. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Любопытна участь Соловков! Несколько комочков суши, будто отколовшихся от пустынной карельской земли, а сколько всего связано с этим крошечным архипелагом: и великого, и скорбного, и ужасного, и высокого, и печального. .

1.http://ru.wikipedia.org 2.Русский язык в таблицах и схемах, Н.А. Лушникова

Список контрольных работ по предмету русский язык и культура речи