Слово главная составляющая языка. Организуясь грамматически в предложения, оно формирует речь, которая выполняет такую важную роль в нашей жизни - коммуникативную. Благодаря речи человек познает мир, способен выражать свои эмоции, вообще многое доступно человеку, обладающего речью. Одной из главных задач коррекционных школ является сформировать у них правильную речь, так как полноценная самостоятельная речь, основанная на адекватных и достаточно четких представлениях об окружающем предметном мире, оказывается одним из ведущих факторов умственного и нравственного развития ребенка. Динамика развития речи, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у умственно отсталых детей осуществляется несколько сложнее, чем у здоровых детей. Однако, речь таких детей при правильном подходе в обучении, а также при помощи родителей может достичь нормального уровня и послужить мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности детей во всех видах деятельности. Целью моей работы является изучить особенности развития речи умственно отсталых детей. Для достижения цели, были выдвинуты следующие задачи: 1. изучить специальную литературу по проблеме исследования; 2. рассмотреть особенности развития речи детей учащихся специальной коррекционной школы; 3. провести исследование развития речи учащихся 4-го класса "Хондергейской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида». В работе используются теоретические (изучение и анализ литературы) и практические методы исследования. В данной работе в качестве опытно-экспериментальной базы используется практическая работа с учащимися 4-го класса "Хондергейской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. В первой главе я изучила литературу по выбранной теме, рассмотрела особенности развития речи умственно отсталых детей и содержание словарной работы с ними. Во второй главе идет описание исследования развития речи учащихся 4-го класса "Хондергейской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.
Глава1. Особенности речевого развития умственно отсталых детей и содержание словарной работы с ними 1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости…..5 1.2 Особенности речевого развития умственно отсталых детей……….…10 1.3. Содержание словарной работы в начальных классах коррекционной школы …..………………………………………………………………….…….15 Глава 2. Коррекционная направленность словарной работы на уроках чтения и русского языка в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида 2.1 Исследование развития речи учащихся 4-го класса "Хондергейской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида…………………………………………………………………………….…20 Заключение……………………………………………………………….…...29 Список использованной литературы ………………………………………..30 Приложения
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 320 с 2. Гусева Г.М. Использование иллюстраций и игровых приемов в работе над сказкой в 1 классе вспомогательной школы // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. – М., 1984. 3. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с. 4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. 5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. – М., 1995. – 112 с. 6. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1988. - 94 с. 7. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990. 8. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – М.: Линна-Пресс, 1994. 9. Комская С.Н. Развитие связной речи умственно отсталых учащихся на уроках грамматики // Совершенствование учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе. – Свердловск, 1983. 10. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1983.- 136 с, ил. 11. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М.: АПН РСФСР, 1956. 12. Официальный сайт: «Государственное образовательное учреждение Республики Тыва Хондергейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида (адресс: http://honder-scor.edu17.ru/) 13. Петрова В.Г. Развитие речи и познавательной деятельности умственно отсталых школьников: Дис… докт. психол. наук. – М., 1975. 14. Психология от А до Я. Электронный журнал (адрес: http://azps.ru/tests/4/passivslovar.html) 15. Скороходов Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1990. 16. Смирнова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка во вспомогательной школе // Проблемы обучения умственно отсталых детей / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1979.