Актуальность. В настоящее время в школьном образовании происходят значительные изменения, что находит отражение в нормативном обеспечении образовательного процесса. Основным документом, в котором содержатся требования к образовательному процессу, к методике обучения, цели и задачи, содержание образования, а также планируемые результаты, является Федеральный Государственный стандарт.1 Согласно этому документу, оканчивая школу, учащийся должен обладать целым рядом личностных компетенций, среди которых важнейшими являются способность к саморазвитию, мотивация к учению и дальнейшая познавательная активность, коммуникативные навыки, которые предполагают умение вести конструктивный диалог и аргументировано обосновывать свою точку зрения. Но достижение этой цели наталкивается на серьезные трудности, и главная из них, о чем говорят многие практикующие учителя, - это снижение мотивации, низкий уровень познавательной деятельности, у большинства детей отсутствует стремление к получению новых знаний, к расширению своего кругозора. Поэтому снижается и качество знаний2.
Введение 3 Глава 1. Современные подходы к проведению уроков истории в средней школе 11 1.1. Нормативные требования к организации и проведению уроков истории в школе 111 1.2. Нестандартные уроки как условия реализации системно-деятельностного подхода 22 Глава 2. Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках истории посредством игровых технологий 33 2.1. Игровые технологии на уроках истории: теоретический и методический аспекты 33 2.2. Методические рекомендации к проведению нестандартных уроков истории с применением игровых технологий 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..........53 Приложение 66 Обобщающий урок в игровой форме в 9 классе по теме «Аболиционизм в США и отмена рабства»
Источники 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024) 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 10.01.2024) 3. Федеральная рабочая программа основного общего образования. История (для 5 – 9 классов общеобразовательных организаций). М., 2022. [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/1/Downloads/ФРП_ООО_История.pdf (дата обращения: 10.01.2024) 4. Федеральная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс] URL: https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Istoriya_.htm(дата обращения: 10.01.2024) 5. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс] URL: https://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/. (дата обращения: 10.01.2024) 6. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] URL: https://instrao.ru. (дата обращения: 10.01.2024). 7. Учебный план основного общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» для 5-9 классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО [Текст] 8. Рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 5-9 классов, утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №2» от «30» августа 2023 г. № 590 [Текст] 9. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира [Текст]: Пособие для учителя / О. И. Бахтина. М., Просвещение, 1988. 93, [2] с. 10. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа) [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций. - М.: Просвещение, 2016. - С.37. - ISBN 978-5-09- 036087-6. 11. История России. 9 класс Часть 1 – 2. [Текст] Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. под редакцией А.В. Торкунова (2018) 12. Кулагина Г. А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. 2-е изд., доп. и перераб. М. [Текст]: Просвещение, 1983. 180 с. 13. Медяков А. С. "Всеобщая история 9 класс. Новое время. [Текст] Учебник. УМК "Сферы". 2023 14. Шмаков С.А.Учимся, играя… [Текст]: Метод. пособие / С.А. Шмаков. М., ЦГЛ, 2003 (ГП Владимир. книж. тип.). 125, [2] с. Литература 15. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе [Текст]// Институт стратегии развития образования РАО. Преподавание истории и обществознания в школе, 2005. - № 9. - С. 15. 16. Баханов К.А. Использование дидактических игр-стратегий на уроках истории [Текст]// История. Все для учителя. № 5. 2016. С. 2-7. 17. Белоусов Л. С. Историко-культурный стандарт по всеобщей истории: проблемы методологии [Текст]// Новая и Новейшая история. 2019. Выпуск 5. C. 166-178. 18. Библиотека методических материалов для учителя. [Электронный ресурс] URL. http://www.metod-kopilka.ru/ (дата обращения: 10.03.2023) 19. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения [Текст] / П.П. Блонский; редкол. Б.П. Есипов, Ф.Ф. Королев, С.А. Фрумов; сост. Н.И. Блонская, А.Д. Сергеева; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 696 с. 20. Боглюбов М.А. Урок в обществоведческом курсе [Текст] // Обществоведение в школе. 1998. №2. С. 29. 21. Борзова Л.П. Дидактические игры [Текст] // Преподавание истории в школе, 2015. №11. С. 47 - 50. 22. Борзова Л.П. Методическое пособие «Игры на уроках истории». М. [Текст]: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. 160 с. 23. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М. [Текст]: «Флинта», 2013. 120 с. 24. Васяева М.Н. Нетрадиционные формы уроков [Текст]// Преподавание истории в школе. – 2011. - №6. – С. 69-71. 25. Вишнева О.Г. Методические приемы формирования мотивации на уроках истории и обществознания // Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания [Текст]: к 70-летию исторического факультета Псковского государственного университета. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, 19 декабря 2015 г., г. Псков. Псков: Псковский гос. ун-т, 2016. С. 159-165. 26. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. Книга для учителя [Текст] М. Просвещение, 1981.