Введение
Не будет большим преувеличением утверждение о том, что качество государственного управления определяется прежде всего качеством кадрового состава работников органов управления, запасом имеющихся у них профессиональных знаний и способностью применять их в своей деятельности.
При этом профессионализм людей, занятых в государственной и муниципальной службе, предполагает не столько так называемое «отраслевое» знание, сколько знание и понимание механизмов взаимодействия государства, общества и отдельных граждан в период радикальной замены всех ранее действовавших на новые. Понимание необходимости организации работы государственного аппарата по-новому привело к введению такого социального института как «государственная служба».
В целях более быстрого становления современной, соответствующей российским реалиям государственной и муниципальной службы еще в 1991 году было принято решение о создании системы специализированных учебных заведений, главной задачей которых были определены подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.
Чуть позже, в начале 1992 года, в классификатор специальностей высшего профессионального образования была введена специальность государственное и муниципальное управление, которая стала основной для системы упомянутых учебных заведений.
Наиболее ярко разрыв связи между системой подготовки кадров для государсвенной и муниципальной службы и самой службой виден на таком примере.
При наличии примерно 150 государственных и негосударственных вузов, имеющих лицензии на подготовку специалистов с высшим образованием по этой специальности, значительном контингенте обучающихся и уже обученных в рамках получения первого высшего образования, строго говоря, ни один выпускник вуза по действующим законам не может быть принят на государственную или муниципальную службу непосредственно после окончания вуза.
Под повышением квалификации понимается формальное и неформальное обучение, необходимое для того, чтобы штат учреждения или коллектив, задействованный в некоторой программе, был способен выполнять полный спектр своих служебных обязанностей. Такая подготовка является центральным компонентом развития организации и может включать формальное обучение, получение второго образования, перенимание опыта коллег и другие виды деятельности, ведущие к изменениям в навыках и умениях, которые затем будут использованы на практике.
Приступая к анализу функций и назначения системы повышения квалификации специалистов народного хозяйства, многие представители этой сферы утверждают, что основная задача институтов повышения квалификации (ИПК) и факультетов повышения квалификации (ФПК) на современном этапе усиление эффективности общественного производства.
В таком подходе система повышения квалификации, выступая с позиций "чего изволите" по отношению к производственным структурам, теряет свою социо-культурную функцию и свою реальную автономию; она более не рассматривается как педагогическая система, ориентированная на развитие; представители системы повышения квалификации более не считают себя ответственными за развитие общественных систем и общественного производства в масштабах страны.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Историко-правовой аспект переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих 8
§ 1.1. Развитие законодательства о государственной службе 8
§ 1.1.1. Предпосылки и условия разработки законодательства о государственной службе 9
§ 1.1.2. Основные этапы работы Государственной Думы Федерального собрания РФ над законодательством о государственной службе 18
§ 1.2. Федеральный закон РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» 35
§ 1.3. Совершенствовании системы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих 40
Глава 2. Повышение квалификации и переподготовка государственных и муниципальных служащих в условиях реформирования местного самоуправления 48
§ 2.1. Совершенствование системы профессиональной подготовки муниципальных служащих в условиях реформирования местного самоуправления 48
§ 2.2. Эффективность кадровой политики государственных служащих 54
§ 2.3. Система показателей оценки деятельности государственных учреждений социального обслуживания 72
Глава 3. Система обучения и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих 84
§ 3.1. Модель формирования государственного, муниципального служащего 84
§ 3.2. Дополнительное профессиональное образование госслужащих 92
§ 3.3. Будущее гражданской государственной службы 98
Заключение 103
Список литературы 107
Список литературы
1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: теория, закон, практика: Монография. М., 2002.
2. Атаманчук Г.В., Казанцев Н.М. Базовые аспекты концепции государственной службы в Российской Федерации // Ежегодник. Государственная служба России. М., 2006
3. Будущее гражданской государственной службы // ЧиновникЪ №2'2007
4. Где больше управленцев? // Аргументы и факты. 2004. №11.
5. Гельман А. Хватит мерзостей цензуры // Аргументы и факты. 2004. №14.
6. Головачев В. Белый дом "уменьшат" на шесть этажей // Труд-7. 1998. 11 июня.
7. Горохов В.А., Коханова А.Л. Основы непрерывного образования в СССР. М.: Всшая школа, 1990.
8. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технология реализации. М., 2006.
9. Государственное регулирование развития экономики регионов: Учеб. пособие / сост. А.Г. Мокроносов, И.В. РАЗОРВИН, В.И. Салчинский, Ф.Ю. Дудкин и др. - Екатеринбург, 1998.
10. Гричук А.Г. Концепция повышения квалификации депутатов представительных органов местного самоуправления и муниципальных служащих. // ЧиновникЪ №3'98
11. Делягин М.Г. Социально-экономическая программа будущей революции // Свободная мысль-XXI. 2005. №7.
12. Дмитриев М., Седов А. Чиновников будут набирать по конкурсу // Комсомольская правда. 2002. 10 апреля.
13. Дополнительное профессиональное образование госслужащих: государственный заказ // ЧиновникЪ №3'2007
14. Дубин Доу. Реформа государственной гражданской службы в странах Западно-Африканского валютного союза // Международный журнал социальных наук. 1998. №22.
15. Дульман Г. Хороший чиновник, которого нет // Российская газета. 2005. 2 ноября.
16. Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» // ЧиновникЪ №2'2007
17. Зачем иммигрантам чужая страна: Материалы "круглого стола" // Комсомольская правда. 2005. 6 апреля.
18. Зиновьев В. Нет ничего лучше хорошей власти // Литературная газета. 2005. №47.
19. Иванов Александр Михайлович, Дистанционное обучение как основа современного развития системы повышения квалификации кадров // ЧиновникЪ №6'05
20. Илышев А. Экзамен в токийской мэрии // Служба кадров. 2001. №11.
21. Ильичев Г. Бюрократия вступила в пору расцвета // Известия. 2005. 2 ноября.
22. История государственного управления в России. Социальная защита населения в регионе. Государственное регулирование развития экономики регионов. // ЧиновникЪ №5'1999
23. Как повышать квалификацию, вести подготовку и переподготовку кадров в муниципальных образованиях // ЧиновникЪ №3'2007
24. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. - М., 2000.
25. Киселев А.Г. Государственное управление в регионах: новые подходы, Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2006
26. Крыштановская О. Ограбь бедного, чтобы накормить богатого // Аргументы и факты. 2005. №21.
27. Львов Д. Экономика абсурда // Литературная газета. 2005. 3-9 августа.
28. Махов Е. Решит ли новый закон проблему чиновничества // Служба кадров и персонал. 2005. №7.
29. Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2000.
30. Назаров Е.Г. Как повышать квалификацию, вести подготовку и переподготовку кадров в муниципальных образованиях // ЧиновникЪ №3'04
31. Назаров Е.Г. Подготовка кадров для органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений // ЧиновникЪ №2'03
32. Новые принципы отбора и продвижения государственных служащих: эффективность кадровой политики // ЧиновникЪ №6'2006
33. Повышение квалификации и переподготовка муниципальных служащих в условиях реформирования местного самоуправления // ЧиновникЪ №1'2005
34. Подготовка кадров для муниципальной службы и муниципального управления // ЧиновникЪ №1'2006
35. Поляков Ю. Заметки несогласного // Литературная газета. 2003. 16-22 апреля.
36. Пономаренко Б.Т., Демидов Ф.Д. Становление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров управления // Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. М., 1997.
37. Президентопремьер // Аргументы и факты. 2004. №11.
38. Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высшее образование в России. 2001. №2.
39. Развитие законодательства о государственной службе // ЧиновникЪ №5'2007
40. Розенбаум Ю.А. Организационно-правовые проблемы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
41. Российская бюрократия - мотор или тормоз реформ: Материалы "круглого стола" // Государственная служба. 2003. №1.
42. Российская газета. 2003. 17 мая.
43. Российская газета. 2004. 24 декабря.
44. Система показателей оценки деятельности государственных учреждений социального обслуживания / / ЧиновникЪ №3'2007
45. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №31. Ст. 3215.
46. Совершенствование системы профессиональной подготовки муниципальных служащих в условиях реформирования местного самоуправления // ЧиновникЪ №6'2004
47. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Пер. с англ. / Сост. В.И. Лафитский; под ред. и вступ. ст. О.А. Жидкова. М., 1993.
48. Социальная защита населения в регионе: Учеб. пособие / под общ. ред. В.Г. Попова; Редколегия: В.Ш. Шайхатдинов; Ю.А. Ермаков; Н.В. Иванчук; А.Г. Гричук -Екатеринбург, 1999.
49. Технология переподгоовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих: историко-правовой аспект // ЧиновникЪ №1'2004
50. Тихомиров Ю. А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. №4.
51. Турисбеков 3.К., Капаров С.Г. Управление государственной службой в Казахстане. Из опыта функционирования казахстанской модели. Екатеринбург, 2002.
52. Федотов А. В России грядет революция // Комсомольская правда. 2005. 19 апреля.
53. Ципко А.С. Почему я не "демократ". Критика национального нигилизма российских либералов. М., 2005.
54. Цыганов В.Б. История государственного управления в России: Учеб. пособие: в 2 ч. - Екатеринбург, 1999.
55. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции)". М.: 2003
56. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. 2-е изд., М., 1994.