ВВЕДЕНИЕ Время – одно из самых сложных и многоаспектных понятий, интересующих человека на протяжении многих веков. Существует множество различных подходов к его определению. Категория времени рассматривается такими научными дисциплинами, как история, логика, философия, физика, литературоведение, психология и др. В лингвистике с ее многолетним опытом изучения времени также выработалось неоднозначное понимание этой категории. К проблеме темпоральности в своих работах обращались многие известные учёные- языковеды. Так, категорию времени, как средство организации художественного текста, рассматривали: Д.С. Лихачев, В.Я Пропп. Связь глагольных форм и временной структуры предложения исследовали: М.А. Пешковский, В.В. Виноградов, Н.С. Поспелов, А.В. Бондарко и др. Категорию синтаксического времени рассматривали: В.В. Виноградов, Н.С. Поспелов, Т.Е. Шаповалова, Н.А. Сафронова и др. Понятие синтаксического времени в научный обиход ввёл А.А. Шахматов.
ВКР содержит 79 страниц, 3 приложения, 61 источник литературы. Данное исследование посвящено изучению средств и способов выражения категории времени в простом предложении в школьном курсе русского языка. В работе представлен обзор лингвистической литературы, в которой исследуется вопрос выделения категории синтаксической темпоральности в языке. Проанализировано шесть учебно-методических комплексов для средней школы и методическая литература с точки зрения наличия теории и заданий по данной теме, разработано внеклассное мероприятие для профильного гуманитарного класса средней школы, связанное с изучением средств и способов выражения синтаксического времени в простом предложении. В качестве дидактического материала на разработанном внеклассном мероприятии предлагается использовать материал из произведений владимирского писателя В.А. Солоухина. Содержание: .ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ СИНТАКСИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ГЛАВА 2. СИНТАКСИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.А. СОЛОУХИНА Глава 3. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В ШКОЛЕ
1. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. / Л. А. Тростенцова и др. М. : Просвещение, 2014. 207 с. 2. Русская грамматика. URL: http://rusgram.narod.ru/1490-1515.html (дата обращения: 11.05.23). 3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М.: Просвещение, 1987. 256 с. 4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. 10-11 классы. Углублённый уровень. М.: Дрофа, 2022. 448 с. 5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2012. 319 с. 6. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения (На материале русского языка) // Исследования по русской грамматике: Избр. тр. М.: Наука, 1975. 7. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Русское слово, 2014. 288 с. 8. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Русское слово, 2014. 288 с. 9. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2017. 368 с. 10. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. М.: Просвещение, 1969. 184 с. 11. Завьялова Е.Ю., Сафронова Н.А. О взаимодействии средств выражения времени в русском языке // Язык и ментальность в диахронии. Владимир. Изд-во ВлГУ, 2020. С. 48 – 54. 12. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения 5-7 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 242 с. 13. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект, 2006. 590 с. 14. Панов М.В. Позиционная морфология русского языка. М.: Наука, 1999. 275 с. 15. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учеб. пособие для студентов-филологов заочного обучения. М.: Высш. шк., 1991. 448 с. 16. Рубаева А.А. Изучение синтаксических понятий в школе: словосочетание и предикативный центр предложения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 73-2. С. 155 – 162. 17. Русская грамматика. В 2 т. Т. 2 / Шведова Н.Ю. [и др.]. М.: Наука, 1980. 662 с. 18. Русский язык: энциклопедия / Караулов Ю.Н. [и др.]. М.: Дрофа, 1997. 703 с. 19. Русский язык. 10-11 класс. Базовый уровень: учебник / Л.М. Рыбченкова [и др.]. М.: Просвещение, 2022. 151 с. 20. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. / Т.А. Ладыженская [и др.]. М.: Просвещение, 2012. 176 с. 21. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / Т.А. Ладыженская [и др.]. М.: Просвещение, 2012. 192 с. 22. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / Л.М. Рыбченкова [и др.]. М.: Просвещение, 2012. 127 с. 23. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. / Л.М. Рыбченкова [и др.]. М.: Просвещение, 2012. 127 с. 24. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / М.М. Разумовская [и др.]. М.: Дрофа, 2020. 189 с. 25. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. / М.М. Разумовская [и др.]. М.: Дрофа, 2020. 189 с. 26. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 2. / Л.М. Рыбченкова [и др.]. М.: Просвещение, 2014. 159 с. 27. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. / Т.А. Ладыженская [и др.]. М.: Просвещение, 2020. 174 с. 28. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. / М.М. Разумовская [и др.]. М.: Дрофа, 2020. 189 с. 29. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / Л.М. Рыбченкова [и др.]. М.: Просвещение, 2014. 207 с. 30. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / Т.А. Ладыженская [и др.]. М.: Просвещение, 2013. 223 с. 31. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Л.М. Рыбченкова [и др.]. М.: Просвещение, 2017. 223 с. 32. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова [и др.]. М.: Просвещение, 2017. 271с. 33. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская [и др.]. М.: Дрофа, 2019. 266 с. 34. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Л.М. Рыбченкова [и др.]. М.: Просвещение, 2017. 151 с. 35. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская [и др.]. М.: Дрофа, 2019. 234 с. 36. Русский язык. Практика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А.Ю Купалова [и др.]. М.: Дрофа, 2012. 270 с. 37. Русский язык. Практика. 6 класс: учебник / Г.К. Лидман-Орлова [и др.]. М.: Дрофа, 2014. 318 с. 38. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2. / Е.А. Быстрова [и др]. М: Русское слово, 2015. 288 с. 39. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / Е.А. Быстрова [и др]. М.: Русское слово, 2014. 247 с. 40. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. / Е.А. Быстрова [и др.]. М.: Русское слово, 2014. 207 с. 41. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.А. Быстрова [и др.]. М: Русское слово, 2017. 304 с. 42. Сафронова Н.А. Категория относительного синтаксического времени в предложениях с обособленными конструкциями: Автореферат дисс. …канд. филол. наук. М.: 2013. 24 с. 43. Синтаксис современного русского языка: учебник для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Вяткина [и др.]. М.: Академия, 2009. 44. Харлова М.Н. Особенности изучения грамматической категории времени в средней школе // Педагогическое образование в России. 2022. № 4. С. 46 – 56. 45. Шаповалова Т.Е. Категория синтаксического времени в русском языке: Автореферат дисс докт. филол. наук. М.: 2000. 42 с. 46. Шуваева Н.В. Взаимодействие грамматических и лексических средств выражения темпоральности в современном русском языке: Автореферат дисс. …канд. филол. наук. Тамбов: 2005. 219 с. 47. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральный институт педагогических измерений. [электронный ресурс]: Демоверсии, спецификации, кодификаторы. / Моск. URL: https://fpu.edu.ru (дата обращения: 11.05.23). 48. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральный институт педагогических измерений [электронный ресурс]: Открытый банк заданий ЕГЭ. Русский язык. / Моск. URL: http://ege.fipi.ru (дата обращения: 11.05.23). 49. Федеральный перечень учебников / Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://fpu.edu.ru (дата обращения 11.05.23)