Актуальность темы. Среди психических процессов человека, памяти, внимания, воображения, речи, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира. Восприятие – одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития восприятия у детей раннего возраста………...……………………….6 1.1. Восприятие, его виды и свойства .………………………………………….6 1.2 Особенности развития восприятия детей раннего возраста ……………….9 Выводы по 1 главе...............................................................................................17 Глава 2. Экспериментальное исследование развития восприятия у детей раннего возраста…………………………………....………19 2.1 Диагностика уровня развития восприятия детей раннего возраста ...…...19 2.2 Рекомендации по развитию восприятия у детей раннего возраста …...…24 Выводы по 2 главе.............................................................................................26 Заключение……………………………………………………………………….28 Список литературы …………….……………………………………………..…30 Приложение ………………………………………………………………...……34
1.Абрамова Л.В. Социально-коммуникативное развитие. Вторая группа раннего возраста / Л.В. Абрамова // М.: Мозаика-синтез, 2018. – С. 15-19. 2.Алексо В.А. Игровой материал, влияющий на развитие зрительного восприятия детей раннего и дошкольного возраста / В.А Алексо // Европейский журнал социальных наук. − 2011. − № 1 (4). − С. 12-18. 3.Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 5. − 32 с. 4.Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Т. Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 8. – С. 72. 5.Бабаева Т. И. В игре ребенок развивается, познает мир, общается / Т.И. Бабаева // Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: Детство Пресс, 2018. − 172 с. 6.Барабанщиков В. А. Общая психология: психология восприятия: учеб. пособие для вузов. / В. А. Барабанщиков. – 2-е изд. М.: Юрайт, 2019. –184 с. 7.Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Белкина. 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. –170 с. 8.Березина Ю.Ю. Методические основы формирования цветовосприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ю.Ю. Березина // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. − 2016. – Т. 10. − №2. – С. 86-91. 9.Болушев О.В. Развитие зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности / О.А Болушев // Современная наука: новые подходы и актуальные исследования. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции: сб. науч. практ. конф. – Оренбург, 2018. − С. 699-702. 10.Вторникова Е.Е. Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении / Е. Е. Вторникова // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – 2019. – С. 1-3. 11.Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский // М.: Юрайт, 2017. – 415 с. 12.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста / Н.Ф. Губанова // М.: Мозаика-синтез, 2019. – С. 19-23. 13.Елизарова Е. Б. Развитие восприятия в раннем возрасте / Е. Б. Елизарова, В. В. Онуфриева. // Молодой ученый. –2017. – № 4 (138). – С. 331-335. 14.Еманова С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган: Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с. 15.Зуева А. Д. Особенности детей раннего возраста / А. Д. Зуева // Зуева А. Д. Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. / Д. Зуева, Т. В. Егорова. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 48-50. 16.Коломеец А.В. Предметно-пространственная развивающая среда в образовательном пространстве современного детского сада / А.В. Коломеец // В сборнике: Педагогика XXI века: стандарты и практики. Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2016. – С. 76-82. 17.Кротова Т.В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании / Т.В. Кротова // Ю.А. Дмитриева, Т.В. Калинина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – №5. – С. 689-691. 18.Кулагина И.Ю. Восприятие возраста младшими школьниками и социальные стереотипы / И.Ю. Кулагина // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. статей по материалам XXXVII-XXXVIII межд. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2020. – С. 74-78. 19.Лапина Е.А. Использование игрушек в игровых сеансах, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста с ОВЗ / Е.А. Лапина // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные вызовы и инновационные практики: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. – Якутск, 2019. – С. 56-58. 20.Мамедова Л.В. Особенности психического развития детей раннего возраста / Л.В. Мамедова // Современное педагогическое образование. – 2018. – С. 255-258. 21.Митичева Т.И. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / Т.И. Митичева // Вестник магистратуры. – 2017. – №9 (72). – С.52-54. 22.Монина Г.Б. Развитие личности ребенка от года до трех / Г.Б. Монина В.А. Аверин, Е.К. Лютова-Робертс, Е.О. Смирнова // М.: Генезис, 2014. – 353 с. 23.Мухортова Д. Д. Визуалы, аудиалы, кинестетики / Д. Д. Мухортова // Молодой ученый. − 2016. − № 12 (116). − С. 787-789. 24.Огородник С.И. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С.И. Огородник, О.П. Панова // Молодой ученый. – 2017. – №37 (171). – С. 119-122. 25.Олейник В.Н. Методическая копилка: «Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста». Методическое пособие / В.Н. Олейник. − Иркутск: ГАУ ЦППМиСП, 2021. – С. 39-43. 26.Романова А.А. Возрастные особенности детей первой младшей группы / А.А. Романова // Романова А.А. Инновационные подходы в современной науке / А.А. Романова, Л.В. Мамедова. – М., 2022. – С. 28-31. 27.Ценева М.А. Влияние изобразительной деятельности на развитие у детей раннего возраста сенсорных способностей / М.А. Ценева // Научное отражение. – 2018. – №1 (1). – С. 42-44. 28.Фонарёв А.М. Воспитание и обучение детей раннего возраста: для воспитателя дет. сада / А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и д.; Под ред. Л. Н. Павловой. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с. 29.Штягина Л.А. Развитие зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОО / Л.А Штягина // Штягина Л.А Инновационные подходы в современной науке: сб. статей по материалам XLVI международной науч.-практ. конф. / Л.А Штягина, Т.Н. Галич. − М.,2019. − С. 62-66. 30.Харламова Г.С. К вопросу о сущности восприятия / Г.С. Харламов // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – №4. – С. 1-5.