ВВЕДЕНИЕ В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Мнения по этому поводу у представителей науки и практиков не слишком расходятся, по крайней мере, по ключевым позициям. Однако в экономической литературе и в официальных источниках нет единого определения сущности и содержания категории «коммерческая деятельность». Существует несколько подходов к определению коммерческой деятельности, основные из которых сводятся к отождествлению коммерческой деятельности торговли, либо предпринимательской деятельности. Коммерческая деятельность оказывает непосредственное влияние на эффективное производство и воздействует на различные показатели деятельности предприятия: объем реализации товара, уровень коммерческих издержек, показатели оборачиваемости и ряд других. На современном этапе в условиях формирования в Российской Федерации рыночных отношений это воздействие особенно усиливается. При рассмотрении вопроса организации коммерческой деятельности в торговом предприятии, необходимо уделить особое внимание ее составным элементам – реализации товаров, материально-техническому обеспечению, которые в последние годы приобретает новое содержание. Переход торговых предприятий к организации хозяйственной деятельности на принципах маркетинга должен сопровождаться изменениями организационной структуры управления, характера работы, стиля мышления хозяйственного руководства. В условиях централизованного планирования, коммерческие службы предприятия (служба сбыта, материально-техническое обеспечение, маркетинг) имели второстепенное значение. При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло. В связи с этим, актуальным вопросом является организация коммерческой службы предприятия на современном этапе. Работа коммерческих служб предприятия оценивается с помощью различных показателей. Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому определение коммерческой деятельности, как деятельности, направленной на получение прибыли, является наиболее распространенным и отражает основной принцип коммерческой деятельности. Как видно, спектр изучения вопросов организации коммерческой деятельности достаточно широк и представляет как теоретический, так и практический интерес. Именно в этом заключается цель данной научной работы, т.е. изучение теоретических, методологических, методических основ по организации коммерческой деятельности, и практической работе предприятия по реализации товаров, закупке материальных ресурсов и другим аспектам коммерческой деятельности. Таким образом, целью выполнения данной дипломной работы является анализ коммерческой деятельности и поиск направлений ее совершенствования. Общей цели подчиняются следующие задачи: - изучение сущности и значения коммерческой деятельности; - исследование факторов, влияющих на эффективность коммерческой деятельности; - изучение системы показателей эффективности коммерческой деятельности; - анализ показателей эффективности коммерческой деятельности конкретной организации; - совершенствование коммерческого сотрудничества с поставщиками; - формирование эффективной ассортиментной политики; - развитие экономической системы мотивирования персонала. Объектом исследования является ЗАО «Новая Недвижимость». Предметом исследования является коммерческая деятельность ЗАО «Новая Недвижимость». Методологическую базу исследования составляют: основные методы научного познания (анализ, синтез, индукция, дедукция). Информационную базу исследования составляют научные труды российских специалистов по экономике, анализу хозяйственной деятельности и коммерческой деятельности; публикации в периодической печати; статистические данные; материалы научных семинаров и конференций. Данная дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы. Первый раздел носит теоретический характер. В нем раскрыты сущность коммерческой деятельности и методы ее анализа. Второй раздел носит практический характер. В нем проведен анализ эффективности коммерческой деятельности конкретной организации. В третьем разделе обоснованы способы повышения эффективности коммерческой деятельности. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. Новые условия хозяйствования изменили само понятие «коммерческая деятельность». В течение десятилетий господства командной экономики она отождествлялась с торгово-оперативной, ее понятие сужалось рамками товароснабжения организаций. Коммерческая деятельность трактовалась лишь как деятельность, чаще всего оптовых организаций, по закупке товаров (предварительно централизованно распределенных) у производителей и снабжению ими розничного звена. Товары распределялись, выбивались административно, система помогала с их реализацией, уценкой и так далее. Сейчас же нужно самостоятельно решать вопросы закупки, ведь неудачная закупка, скорее всего, приведет к финансовому убытку. Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности 6 1.2. Факторы, влияющие на эффективность коммерческой деятельности 17 1.3. Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности 19 2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «НОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ» 27 2.1. Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Новая Недвижимость» 27 2.2. Организация коммерческой деятельности в ЗАО «Новая Недвижимость» 44 2.3. Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности 50 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «НОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ» 59 3.1. Совершенствование коммерческого сотрудничества с поставщиками 59 3.2. Оптимизация системы управления запасами 65 3.3. Развитие системы экономической мотивации персонала 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81 ПРИЛОЖЕНИЯ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Ансофф И. Стратегическое управление. /Пер. с англ. — М.: Экономика, 2003. 2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Перев. с англ., под ред. С.К. Мордовина. — СПб.: Питер, 2004. — 832 с.: ил. — (Серия «Классика МВА»). 3. Артур А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. – М.: Вильямс, 2003. – 928 с. 4. Багиев Л. Ю. Маркетинг: Учебник для ВУЗов. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2006. 936 с. 5. Барановский С. И., Лагодич Л. В. Стратегический маркетинг. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 299 с. 6. Бобков А. Л., Карпусь Н. П. Коммерческая деятельность фирмы. – М.: Издательство РУДН, 2008. – 144 с. 7. Бочкарев А., Кондратьев В. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя. – Изд-во: ЭКСМО, 2007. – 832 с. 8. Брагин Л. А., Иванов Г. Г., Стукалова И. Б., Шипилова С. С. Организация коммерческой деятельности. – М., 2008. – 176 с. 9. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность. Организация и управление. – М.: Высшее образование, 2009. – 368 с. 10. Виноградова С. Н., Пигунова О. В. Коммерческая деятельность. – Мн.: Вышэйшая школа, 2008. – 368 с. 11. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика, 2005. – 297 с. 12. Ганэ В. А., Соловьева С. В. Стратегический менеджмент: факторный анализ и эффективность управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2007. – 192 с. 13. Дихтль Е., Хёршин Х. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 2005.-423 с. 14. Егорова Е. Н., Логинова Е. Ю. Коммерческая деятельность. – М.: Эксмо, 2008. – 166 с. 15. Жукова Т. Н. Коммерческая деятельность. – М.: Вектор, 2006. – 256 с. 16. Иванов Г. Г. Организация и технология коммерческой деятельности. – М.: Академия, 2008. – 240 с. 17. Иванов Д. А. Логистика. Стратегическая кооперация. – М.: Вершина, 2005. – 176 с. 18. Иванова М. Б., Иванов М. Ю. Коммерческая деятельность. – М.: РИОР, 2005. – 96 с. 19. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. - М: ЮНИТИ, 2006. – 407с. 20. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. - М: Финансист, 2004. - 536с. 21. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 560 с. 22. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева, Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА М. 2005. - 432с. 23. Организация коммерческой деятельности. – М.: Академия, 2007. – 176 с. 24. Осипова Л. В. Коммерческая деятельность промышленного предприятия. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 256 с. 25. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности. – М.: Дашков и К, 2009. – 640 с. 26. Панкратов Ф. Г., Солдатова Н. Ф. Коммерческая деятельность. – М.: Дашков и К, 2010. – 500 с. 27. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра-М, 2009. – 248 с. 28. Портер М., Прахалад С., Самплер Дж. Курс МВА по стратегическому менеджменту. М.: Альпина, 2007. – 588 с.