ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Эмоциональный интеллект на сегодняшний день является одним из основных и жизненно необходимых элементов формирования социально благополучной, гармоничной и самостоятельной личности подростка. Необходимость развития эмоционального интеллекта у подростков обусловлена тем, что современные тинэйджеры не умеют отслеживать свои чувства и эмоции, называть их, управлять своим эмоциональным состоянием и поведением, устанавливать крепкие, доверительные отношения со сверстниками, что в свою очередь приводит к депрессии, апатии и распаду столь неустойчивой личности. Подростковый период- период «эмоционального шторма», когда эмоции берут вверх над разумом, период переоценивания своего «Я» и обесценивания роли родителя. Это время агрессии, внутриличностных конфликтов, девиантного поведения, импульсивности, внутренней борьбы между личностью ребенка и ещё не полноценного взрослого. Информационное общество, в котором воспитывается новое поколение, жестоко.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 7 1.1. Эмоциональный интеллект: понятие и подходы в изучении 7 1.2. Психологические особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте 17 1.3. Особенности адаптации подростков в социальной среде 30 ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 38 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ С АДАПТАЦИЕЙ В СОЦИУМЕ 41 2.1. Организация и методы исследования 41 2.2. Анализ результатов исследования 46 2.3. Методические рекомендации 59 ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78 ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Список литературы: 1. Абдукаримова Э. А. Особенности подростковой активности в интернет-пространстве. 2. Адушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии / А.К. Адушкина // Педагогическое образование в России.– 2015. – № 9. – с. 47-51. 3. Андреева И. Н. Интегративная модель эмоционального интеллекта. – 2019. 4. Андреева ИН. Структура и типология эмоционального интеллекта [автореферат диссертации]. Минск: Белорусский государственный университет; 2018. 46 с. 5. Андреева Н. В. Эмоциональный интеллект личности как объект исследования: теоретический аспект //Постулат. – 2020. – №. 5. 6. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 288 с.]-с.48. 7. Богайчук Д. С., Власова Ю. А. Сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект» в психологических теориях //Тенденции развития науки и образования. – 2020. – №. 58-9. – С. 7-12. 8. Водяха С.А., Водяха Ю.Е. Эмоциональный интеллект и школьное благополучие современных подростков// Педагогическое образование в России. -2020. -№.1. 9. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: И. Д. Вильяме, 2019. 10. Гарскова Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Ананьевские чтения: Тез.науч.-практ. конф. - СПб., 1999. - С. 212-119. 11. Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом / Ю.Ю. Голубина // Педагогика и психология образования. – 2013. – № 1. – с. 80 - 87. 12. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Даниел Гоулман, Ричард Бояцич, Энни Макки; Пер. сангл. – 5 изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2018. – 301 c. 13. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – " Манн, Иванов и Фербер", 2017. 14. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2019. — С. 560 15. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ? М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018 16. Дегтярёв А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением / А.В. Дегтярёв // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 3. – с. 244 - 253. 17. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания / В.К. Загвоздкин // Культурно-историческая психология. – 2008. № 2. – с. 97 - 103. 18. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. … канд. психол. наук / Т.С. Киселева. – М., 2015. – 26 с. 19. Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников / А.О. Куракина // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11(3). – с. 546 – 550 20. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2014. 21. Люсин Д.В. Новая методика измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин//Психол. диагностика. - 2018. - № 4. - С. 3- 22. 22. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте/Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2014. - С. 29-36. 23. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Люсин Д. В. // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2018. – 329 с,. с. 30 24. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019. С. 17 25. Московцева Е.А. Социальная среда подростков в кризисном социуме // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.-2020.-№.9. 26. Олимпиева Е. В. Проблема социальной адаптации современных подростков The problem of social adaptation of modern teenagers //ББК 74.58 я43. – С. 938. 27. Панкратова А. А. Эмоциональный интеллект: смешанные модели способностей и методики диагностики //Вопросы психологии. – 2020. – №. 1. – С. 154-164. 28. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект как личностная черта: теория и методика диагностики К. Петридеса и А. Фернхема // Вопр. психол. 2020. 29. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: модели способностей и обзор методик диагностики // Вопросы психол. 2019. № 6. C.151–162 30. Петрова И. К., Трофимова В. В., Яковлева И. В. Эмоциональный интеллект ребенка //Рецензенты: Кутанова Рано Алымбековна, канд. пед. наук, доцент. – 2020. – С. 36. 31. Пую Ю. В. Особенности подросткового возраста как фактор риска формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром //Гуманитаристика как школа мысли. – 2020. – С. 69-73. 32. Растова Л. М. Социальная адаптация личности в коллективе //Дисс. канд. фил. наук, Барнаул. – 2018. 33. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение //М.: АСТ. – 2019. – Т. 8. 34. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. – 2006. 35. Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология. – 2004. № 4. Т. 1. – с. 3-26. 36. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретикометодологический аспект //Новосибирск: Наука. Сибирская издат. фирма РАН. – 2018. 37. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования.2018. 38. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселёва Т. С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – Т. 26. – №. 1. 39. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 2018. 40. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. – 2019. 41. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика социально психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) //Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во института психотерапии. – 2019. – С. 193. 42. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации //М.: Институт общегуманитарных исследований. – 2018. 43. Хозе Сильва, Филипп Миэле. Управление разумом по методу Сильва. – Минск, 2017. С.99 44. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., Томск, 2018. 45. Хэррис Р. Ловушка счастья. Перестаем переживать-начинаем жить. – 2012. 46. Хэррис Р. Ловушка счастья. Перестаем переживать-начинаем жить. – 2019. 47. Чепрасова Н. Е., Рерке В. И. 3.8. Развитие эмоционального интеллекта у подростков «группы риска» как условие успешной социальной адаптации //Обучение и воспитание детей и подростков: от теории к практике. – 2020. – С. 295-307. 48. Шаймарданова А.А., Башкортостан Г.Р. Создание условий для успешной социальной адаптации подростков в среде сверстников //Трибуна ученого. -2020. -С.537. 49. Шнайдер М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта.2020. 50. Ярушкин Н. Н., Сатонина Н. Н., Хабибов С. М. Педагогический аспект социальной адаптации подростков //Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2020. – Т. 26. – №. 3.