В педагогической и психологической литературе мы встречаем достаточно большое количество определений понятия «мелкая моторика»: Моторика (от латинского motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. По определению В.П. Дудьева, мелкая моторика — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций. Анна Шлотгауер считает, что мелкая моторика - это четкие и скоординированные движения пальцев и рук под контролем зрения. Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Актуальность исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), где отражены целевые ориентиры: у ребенка должна быть развита крупная и мелкая моторика; он должен быть подвижен, вынослив, владеть основными движениями, а также контролировать свои движения и управлять ими. Выбранная для реферативной работы тема «Развитие мелкой моторики у детей 3 – 4 лет в детском саду» нас заинтересовала, т.к. у многих современных детей дошкольного возраста наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики.Цель исследования: описать способы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастав детском саду. Задачи исследования: 1) Рассмотреть понятие «мелкая моторика»; 2) Выявить возрастные особенности детей 3-4 лет; 3) Описать занятия по развитию мелкой моторики в детском саду.
1. Анна Шлотгауер (Библиотека-словарь) 2. Венгер Л.А. «Домашняя школа», Издательство «Знание»,2006 – 246 с. 3. Дудьев В.П. (Психомоторика. Словарь-справочник, 2016 г.) 4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с. 5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г. 6. Мария Монтессори М77 Впитывающий разум ребенка. — СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009. — 320 с. 7. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г. 8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 9. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру» / С. П.Циновская. — М.: Издательство «Экзамен», 2015. — 239 с. 10. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132 11. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej 12. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml 13. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010 – 48 с. 14. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007 – 80 с. 15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) 16. Фомина Л.В. «Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки», Издание: Академия Развития, 2007- 112 с. 17. Янушко Е., «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». 2007 – 56 с.