(Нет отзывов)
58 страниц
2025-02-27
Новая

Предметно развивающая среда как условие физического развития детей

В наличии
3600 ₽

Оглавление Введение………………………………………………………………………….....3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………..9 1.1 Психолого-педагогические исследования физического развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………...9 1.2 Особенности физического развития детей 6-7 лет……………………...……15 1.3 Педагогические условия физического развития детей 6-7 лет…………........20 ГЛАВА 2. ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ………………...26 2.1 Характеристика предметно-развивающей среды как условие физического развития детей 6-7 лет……………………………………………….……………..26 2.2 Опыт работы воспитателя детского сада МБДОУ №61 по физическому развитию детей 6-7 лет……………………………………………………………..32 2.3 Образовательный проект «"Маршруты здоровья"»………………………….36 Заключение…………………………………………………………………….……43 Список литературы…………………………………………………………………45 Приложения…………………………………………………………………………49

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение Современное общество все чаще интересуется вопросом, касательно здоровья детей дошкольного возраста, его защиты и укрепления. Физическое развитие в дошкольных образовательных организациях как раз предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Развитие таких физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, равновесие и сила, быстрота движений, ловкость, сила, гибкость, равновесие и выносливость, способствуют полноценному и гармоничному развитию личности. Современные условия жизни способствуют уменьшению двигательной активности детей. В последнее время, педагогов дошкольных учреждений волнует не только низкая двигательная активность, но и состояние здоровья детей. Известно, что уже в детском саду мало абсолютно здоровых детей, в школе их еще меньше, а после нее - почти нет здоровых подростков. Перед дошкольным образованием стоят задачи охраны и укрепления здоровья детей, а также использование новых форм по организации кружковой деятельности по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой взрослых. В свою очередь, родители, педагоги и тренеры должны найти оптимальные виды двигательной активности для успешного укрепления здоровья детей и приобщения ребенка к регулярным занятиям физической культурой с первых дней жизни. Многие исследователи (З.Л. Венкова, Т.Э. Токаева, В.Г. Алямовская, Ю.Ф. Змановский, Т.И. Осокина) отмечают, что потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Ещё одним действенным методом повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы детских образовательных учреждений, по мнению В.Г. Алямовской, Н. Ефименко,К.К. Утробиной является внедрение новых педагогических технологий. Также актуальность вопроса о развитие физических качеств детей дошкольного возраста поднимается на государственном уровне. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательной области «физическое развитие» указано, что одно из направлений является развитие физических качеств детей дошкольного возраста. Исследование проблемы развития физических качеств у детей начало прогрессировать в последние 15 лет. Отражение данной проблемы можно найти в трудах только в последние десятилетия благодаря научным разработкам Е.И. Геллер, Е.Н. Вавиловой, Н.Б. Каданцевой, Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландина и др. Предметно-развивающая среда является одним из ключевых условий физического развития дошкольников. В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт в физическом развитии, воспитании и обучении дошкольников на основе создания развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20–е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. Развивающая предметная среда – по мнению С. Новоселовой – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно–ландшафтные и природно–экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды в детском саду, в которой определены принципы личностно–ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, рассматриваются как необходимые составляющие предметно–пространственной среды. Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введён термин «развивающая среда» (Н.А. Ветлугина, В.А. Петровский, О.Р. Радионова и др.). Последняя затрагивает все стороны личности ребёнка – его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребёнка средой развития, с которой он вступает в действенную связь. Значимость новых подходов к моделированию предметно–пространственной среды определяет необходимость поиска путей и средств социально–коммуникативного развития воспитанников. Особенностью всех этих исследований является усиленное внимание к построению предметно–пространственной среды как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно–ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно–пространственной среде, психолого–педагогическим, кадровым, материально–техническим условиям реализации программы дошкольного образования. Она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, с учетом национально–культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно–пространственная среда должна быть содержательно–насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, обеспечивающей возможность для общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, для двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая образовательная среда ДОО представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Любознательность ребенка–это испытываемая им жажда познания. Удовлетворить её может специально организованное окружение. Образовательный процесс начинается с создания развивающей образовательной среды в группе дошкольной образовательной организации. В развитии двигательной сферы маленьких детей важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды, соответствующей определенному этапу развития ребенка. Как известно, на начальном этапе овладения различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации деятельности детей во время бодрствования. Поэтому, воспитателям групп раннего возраста для этой цели широко предлагается использовать пока еще не физкультурные пособия, а разнообразные яркие, красочные игрушки. Они помогают привлекать внимание малышей и являются стимулом к выполнению ими разнообразных движений. Дети тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторое расстояние, чтобы достать его, а затем пытаются действовать с ним. Постепенное совершенствование движений расширяет возможности ребенка в познании им окружающего мира. Двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста связано с решением все более сложных задач, выбором новых способов действий, требующих осознания, анализа, планирования физических усилий, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов. В современном образовательном пространстве предметно-развивающая среда приобретает особое значение как одно из условий физического развития детей дошкольного возраста. Важность этой среды определяется её способностью стимулировать активность, здоровье и всестороннее развитие ребёнка. Обустроенное соответствующим образом окружение позволяет детям осваивать новые физические умения и навыки, что является ключевым в их общем развитии. Она позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную двигательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности. На сегодняшний день особенно важно изучить влияние предметно развивающей среды на физическое развитие дошкольников. В работе можно рассмотреть, как можно оптимизировать физическую активность в дошкольных учреждениях через предметно-развивающую среду и как проектировать такие среды с учетом потребностей развития физических навыков у детей. Предметно-развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои двигательные способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Вышеуказанные обстоятельства предопределяют актуальность темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость. Проблема: Каковы возможности предметно развивающей среды как одно из условий физического развития детей дошкольного возраста? Цель: Изучение влияния предметно развивающей среды как одно из условий физического развития детей 6-7 лет Объект исследования: Физическое развитие детей 6-7 лет Предмет исследования: Предметно-развивающая среда как одно из условий физического воспитания детей 6-7 лет Задачи: 1. Изучить психолого- педагогические исследования по физическому развитию детей дошкольного возраста 2. Выделение педагогических условий и раскрытие особенностей физического развития детей 6-7 лет

Список курсовых работ по предмету дошкольная педагогика

Другие работы по направлению дошкольное образование