Введение
В последние годы, с развитием торговых отношений, на рынке сбыта продукции всё более актуальным становится понятие мерчендайзинга. Сущность его заключается в развитии популярности марок путем воздействия на потребителя и заключается в проведении специальных работ по размещению и выкладке товара, оформлению мест продаж, и созданию эффективного запаса. Эта работа расширяет число покупателей торговой марки за счет стимулирования желания конечного потребителя выбрать и купить максимальное количество продвигаемого товара, а также выделения продукции относительно конкурентов.
В условиях жёсткой конкуренции и достаточно сложной экономической ситуации, всё более актуальными становятся вопросы стимулирования продаж товаров предприятия. Несмотря на серьезное внимание, уделяемое в отрасли увеличению прибыли, еще не все аспекты этой проблемы решены окончательно. Рентабельность многих торговых предприятий остается низкой. Недостаточна для решения всех задач, стоящих перед отраслью, и рентабельность розничной торговли в целом.
В трудах отечественных ученых вопросы рентабельности работы предприятий торговли рассматриваются широко. Эти вопросы актуальны для торговых предприятий на современном этапе. Теоретические и методологические аспекты освещались в трудах М.В. Тарасюка, Л.О. Лигоненко, Н.Н. Ушаковой, О. Анисковой, Н.Голошубовой, И.Смолина, О.Березина, Н.Ткаченко.
Целью работы есть выявления направлений усовершенствования деятельности мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания.
Объектом исследования есть работа торговой сети.
Предметом исследования есть деятельность мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания
1.1. Понятие товароснабжения предприятий малого бизнеса
Сущность коммерческой деятельности, ее составные элементы. Коммерческая деятельность является одной из важнейших отраслей человеческой деятельности, которые возникли в результате разделения труда. Она заключается в исполнении большого комплекса взаимозависимых торгово-организационных операций, направленных на осуществление процесса покупки-продажи товаров и предоставление торговых услуг с целью получения прибыли.
В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, которые занимаются предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, осуществляют оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, предоставлению торговых услуг. Все эти операции взаимозависимы между собой и выполняются в определенной последовательности.
Коммерческая деятельность в торговле представляет собой большую сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на осуществление процессов покупки-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее осуществления.
Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги. Основными принципами коммерческой деятельности являются:
- соблюдение действующего законодательства;
- высокая культура обслуживания покупателей;
- оптимальность коммерческих решений;
- прибыльность.
Переход от административно-командной системы к рыночной экономике потребовал коренной перестройки коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. В современных условиях она должна строиться на основе принципов полного равноправия торговых партнеров, суровой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.
При этом коренным образом изменилась правовая база коммерческой деятельности, чему, в первую очередь, способствовало принятие законов и нормативных актов, которые регламентируют коммерческую деятельность торговых организаций и предприятий, а также физических лиц. При этом существенно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы. Монопольная система государственной торговли сменилась системой свободного предпринимательства, основанной на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов. Все это ставит перед коммерческими службами ряд задач .
Прежде всего, они должны формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, включая в товарооборот продукцию предприятий-изготовителей и других поставщиков разных форм собственности, а также граждан, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, зарубежных поставщиков. С этой целью необходимо расширять сферу договорных отношений с поставщиками товаров, повышать эффективность и действенность договоров снабжения, укреплять договорную дисциплину .
При этом особенное внимание должно быть уделено развитию длительных хозяйственных связей с поставщиками. Большое значение имеет повышение уровня работы коммерческих служб по изучению и прогнозированию емкости рынков, развития и совершенствованию рекламно-информационной деятельности. Все это должно осуществляться на основе маркетингового подхода.
При этом важную роль играет компьютеризация выполнения коммерческих операций по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, а также операций, связанных с управлением товарными запасами и формированием ассортимента товаров, контролем выполнения договоров и др. С этой целью создаются автоматизированные рабочие места коммерсантов.
Принципы и функции коммерческой деятельности. Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности . При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, которые занимаются оптовой торговлей, в значительной мере отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров.
Основой успешного осуществления коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Сюда, в первую очередь, стоит отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре (его потребительские свойства, качество и т. д.).
Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу коммерческой деятельности – определению потребности в товарах. При этом определяется емкость рынка и его сегментов, определяется ассортимент необходимых товаров.
Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее подходящих партнеров, с которыми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучения возможных поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предлагаемых товаров, цена и т. д.).
На следующем этапе коммерческой деятельности анализируются вопросы установления договорных отношений с поставщиками товаров. Должны быть согласованы все моменты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой деятельности должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить четкий контроль .
На этом завершаются коммерческие операции, связанные с оптовыми закупками товаров. Далее возникает целый комплекс технологических операций, связанных с поступлением товаров, разгрузкой транспортных средств, принятием товаров по количеству и качеству, их хранением, перемещением и т. д. В дальнейшем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям - на предприятиях оптовой торговли и на предприятиях розничной торговли.
Введение 3
1.Теоретические основы товароснабжения предприятий малого бизнеса 4
1.1.Понятие товароснабжения предприятий малого бизнеса 4
1.2.Особенности деятельности мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания 10
2.Анализ практической деятельности мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания ОАО «Metro Cash & Carry» 16
2.1.Общая характеристика ОАО «Metro Cash & Carry» 16
2.2.Особенности деятельности мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания ОАО «Metro Cash & Carry» 19
Заключение 26
Список литературы 27
1. Аванесов Ю. А. Организация торговли: учебник для экон. фак. торг. вузов / Ю. А. Аванесов, С. В. Серебряков. – М.: Экономика, 2008. – 319 с.
2. Баутов А. Н. Формирование и расчет оптимального ассортимента при случайном спросе / А. Н Баутов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. -№3. – С. 18-32.
3. Бернд Халлир // Новая торговля. – 2006. – №7. – С. 28-30.
4. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – К. : Вид-во УФИМБ, 2007. – 408 с.
5. Грегори А. Сэнд. Принципы мерчандайзинга, Гревцов паблишер,2008.- 256с.
6. Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, B.К. Памбухчиянц. – М.: Информационно-внедренческий центр ,,Маркетинг”, 2009. – 448 с.
7. Джоунз Г. Торговый бизнес: Как организовать и управлять : пер. с англ. – М. : Изд-во \"ИНФРА-М\", 2006. – 304 с.
8. Зинатуллин А. А. Трансформация современного подхода к управлению товародвижением торгового предприятия / А. А. Зинатуллин // Проблемы региональной экономики. – 2003. – №5-6. – С. 209-217.
9. Леви М. Основы розничной торговли : пер. с англ. / М. Леви, Б.А. Вейтц. – СПб. : Изд-во \"Питер\", 2009. – 448 с.
10. Маленький юбилей крупной компании // Торговое дело – июнь 2007. - №6 – с 6 – 7.
11. Организация торговли продовольственными товарами / И.И. Корольков и др. – К. : Вид-во \"Вища шк.\", 2007. – 247 с.
12. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий : учебник. – М. : ИВЦ \"Маркетинг\", 2008. – 320 с.
13. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. – М.: Информационно-внедренческий центр ,,Маркетинг”. – 2007. – 328 с.
14. Перция В., Любаров В. Удвоение продаж: как наращивать объемы продаж, используя имеющиеся ресурсы. Эксмо, 2010,- 224с.
15. Сысоева, Е. С., Бузукова. Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице, Питер,2008.- 272 с.
16. Торговое дело: экономика и организация : учебник / под общ. ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. – М. : Изд-во \"ИНФРА-М\", 2007. – 256 с.
17. «Cash & Carry»: взгляд в будущее // Торговое дело – март 2007. - №3. – с 22 - 23.
18. METRO Cash & Carry // Режим доступа: http://www.metro-cc.ru.