На протяжении последнего времени одной из самых интенсивно исследуемых проблем является проблема самооценки (преимущественно в психологии зарубежья). Наиболее впечатляющим следствием развивающегося изучения данной проблемы является формирование такого восприятия самооценки, когда она становится важным психологическим ресурсом человека, его достоянием. Так, человек пытается достигнуть высокой оценки себя так же, как он стремится к своему благосостоянию и хорошему здоровью . Самооценкой называется ценность, которой индивид наделяет как отдельные стороны своего поведения и своей личности, так и себя в целом. Самооценка рассматривается как главный компонент Я-концепции и само-сознания. Её формирование базируется на оценках окружающих, результатах собственной деятельности и на соотношении действительного и идеального представлений о себе .
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ САМООЦЕНКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 6 1.1 Понятие, формирование, функции самооценки 6 1.2 Виды и уровни самооценки 9 1.3 Методы коррекции самооценки 12 ГЛАВА 2. РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15 2.1 Исследование уровня самооценки детей младшего школьного возраста: констатирующий эксперимент 15 2.2 Анализ результатов формирующего и контрольного эксперимента.. 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29 ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Отечественная и зарубежная литература по теме: Книги с одним автором: 1. Дубровина И. В. Практическая психология образования: учебник для студ. высш. и сред. спец. учеб. завед / И. В. Дубровина. - М.: ТЦ «Сфера», 2019. 528 с. 2. Захарова, А.В. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психоло-гии. – 2021. – № 4. – С. 89-97. 3. Ишмаметьева, Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном воз-расте / Е.В. Ишмаметьева // Начальная школа плюс До и После. – 2024. – №10. – С. 17-22. 4. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. / К.О. Казанская. – М. : А-Приор, 2020. – 160 с. 59. 5. Калашникова, В.Н. Формирование адекватной самооценки учебной деятельности младшего школьника при использовании деятельностного метода обучения // Молодой ученый. – 2023. – №6. – С. 173- 175. 6. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология: кон-спект лекций / Е.Н. Каменская. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 252 с. 7. Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. учебн. заведений. / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. – М., 2021. 8. Костяк, Т.В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст / Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2023. – 96 с. 9. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев // Сравнительная психология и зоопсихология: хрестоматия / сост. Г.В. Калягина. – СПб., СПб. – 2023. – С. 21-49. Книги с двумя авторами: 10. Горобинский М.А., Ветвицкая С.М. Самооценка: особенности ее формирования и значение в жизни человека // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 6. 11. Кашуба, А.О., Федоров Г.О. Возможности, достоинства и недостат-ки нетрадиционных методов обучения // Социальные отношения. – 2021. – № 2 (9). – С. 78-88. 12. Коваленко, Е.Г., Начарова, Л.А. Психолого-педагогические факторы становления самооценки первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – Т. 34. – С. 120-126. Электронные ресурсы: 13. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и её соотношение с Я-концепцией [Электронный ресурс]//Вестник Московского университета. Серия 14: Психология.-2021.-№1- URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-samootsenki-i-ee-sootnoshenie-s-ya-kontseptsiey#ixzz4gnj7xKJ1 (дата обращения: 09.11.2023) 14. Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А., Грибина Г.А., Илюшина Е.С. Са-мооценка и её место в жизни человека // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/05/82496 (дата обращения: 09.11.2023).