В XIX веке русская литература обогатилась произведениями, в которых особое внимание уделялось изображению мира ребенка. Традиции восприятия детства и детей в литературе этого времени были сложными и многогранными, отражая различные аспекты жизни и общественных явлений. Одной из основных тем, затрагиваемых в произведениях XIX века, было детство как период формирования личности. В русской литературе того времени дети часто изображались как невинные существа, обладающие чистотой души и способностью к глубоким чувствам. Это отражалось в произведениях таких писателей, как А.С. Пушкин, Н,В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др. [6, с. 122]. В произведениях того времени дети изображались как особенно уязвимые и впечатлительные существа, находящиеся на стадии формирования своего мировоззрения, ценностей и характера. В литературе XIX века детство представлялось как время, когда дети еще не окрепли в своих убеждениях и идеалах, их душа еще не загрязнена жизненными трудностями и разочарованиями. В этот период дети открыты для новых впечатлений, готовы к обучению и воспитанию, их мир наполнен чистотой и невинностью....
Введение Глава 1. Повесть Л. Н. Толстого «Детство» 1.1 Традиции изображения мира ребенка в произведениях литературы ХIХ века 1.2 История создания повести Л. Н. Толстого «Детство» 1.3 Основные темы, мотивы и образы повести «Детство» Глава 2. Изображение «счастливого детства» в повестях о детях 2 половины ХIХ века, изучаемых в школе 2.1 «Счастливое детство» Л. Н. Толстого на уроках литературы в 5 или 6 классах средней общеобразовательной школы 2.2 Повесть С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» для внеклассного чтения 2.3 «Тема и Жучка» из повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» на уроках литературы Заключение Список использованных источников
1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука // Авторский сборник. Государственное издательство художественной литературы, 1958. 536 с. 2. Алексеева Г.В. Чарльз Диккенс в творчестве и жизни Льва толстого // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2019. №5-6. – с. 138–149. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/charlz-dikkens-v-tvorchestve-i-zhizni-lva-tolstogo-1 (дата обращения: 24.03.2024). 3. Архангельская Т.Н. За строкой письма…К вопросу о восприятии И. С Тургеневым повести Л. Н Толстого «Детство» Источник: http://turgenev-lit.ru/turgenev/kritika-o-turgeneve/arhangelskaya-za-strokoj-pisma.htm 4. Билинкис Я. О творчестве Л. Н. Толстого: очерки / Я. Билинкис. – Ленинград: Русский писатель, 2015. – с. 412. 5. Бычков, С. Н. Л. Н. Толстой: очерк творчества / С. Бычков; редакторы: В. И. Кулешев, Г. П. Макогоненко. – Москва: Государственное издательство художественной литературы, 2018. – с. 479. 6. Давыдова, Е. А. Урок по повести «Детство» / Е. А. Давыдова. – Текст: непосредственный / Литература: [газета Издательского дома «Первое сентября»]. – 2016. – № 6. – с. 12. 7. Д.С. Мережковский – Критик Л. Н. Толстого https://cyberleninka.ru/article/n/d-s-merezhkovskiy-kritik-l-n-tolstogo/viewer с. 66-70 (Дата обращения 24.03.2024) 8. Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 421 с. – (Памятники литературы). – ISBN 978-5-534-13264-9. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https: //urait.ru/bcode/543723 (дата обращения: 23.04.2024). 9. Гращенкова Е.Л. Инклюзивная проблематика в современной детской художественной литературе // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник ст. конференции. М.: Изд-во Московский гос. псих.-пед. ун-т, 2017. С. 442-448. 10. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Становление диалектики души. Л.: Худ. лит., 1971. 390 с. 11. Детские годы Багрова-внука: повесть: для средней школы / ил. Д. Шмаринова. – Москва: Гос. издат. худож. лит., 2016. с. 303. 12. Детские годы Багрова-внука: повесть: для средней школы / худож. А. Иткин. – Москва: Детская литература, 2020. с. 318 с. 13. Детство - счастливая пора? (По произведениям М. Горького и Л. Толстого) / dzen.ru URL: https://dzen.ru/a/Y_oDdHIFHgahwbLg (дата обращения: 04.02.2024). 14. Добрицкая, И.Г. Произведения о детях в русской литературе XIX века. М.: Просвещение, 2013. 395 с. 15. Железова О. В. Возрастные инициации в повести Л.Н. Толстого «Детство» // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2019. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-initsiatsii-v-povesti-l-n-tolstogo-detstvo (дата обращения: 14.03.2024). 16. Заборовская, Е. Н. «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого: целостное рассмотрение трилогии и вопросы к выборочному анализу // Образование в современной школе. – 2023. – № 9. 17. Иванова П.С. Характеристика сравнений в литературе детского чтения // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 октября 2015г, г. Уфа) – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 188–191. 18. Из книги «Детские годы Багрова-внука» / Делу время, потехе час: стихи, рассказы, пословицы, приметы. – 2-е изд. – Москва, 2017. – с. 10. 19. Из повести «Детские годы Багрова – внука» / С. Т. Аксаков // Времена года: стихи и рассказы русских писателей о природе: для средней школы/ сост., вступ. ст. В. К. Кудряшовой; – Москва, 2019. – с. 17. 20. Копейкина Т.Е. Усадебный мир Л.Н. Толстого в повести «Детство» в контексте культурно-исторической традиции / Т.Е. Копейкина // Актуальные вопросы инновационного развития Арктического региона РФ: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции, Северодвинск, 14–30 ноября 2022 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова». – Северодвинск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2023. – с. 409-412. 21. Круглик Л.Я. Реализм трилогии Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность». Автореф. . канд. фил. наук. М., 1961. – 87 c. 22. Круглик Л. Я. Мастерство Л. Н. Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» // Научные труды Краснодарского государственно педагогического института. Вып. XXXVI. Краснодар, 1963. – 56 c. 23. Купреянова Е.Н. Эстетика Толстого. М.; Л., 1966. – 324 c. 24. Купреянова, Е. Н. «Детство». «Отрочество». «Юность» / Е. Н. Купреянова. // Л. Н. Толстой. Сборник статей: пособие для учителя / под редакцией Д. Д. Благого. – Москва: АСК, 1955 – с. 70. 25. Лев Николаевич Толстой [Электронный ресурс] – URL: https://brandrussia.online/fn_1146518.html (дата обращения 23.03.2024). 26. Линков, В. Я. Бытие к бессмертию. Книга о Льве Толстом / В. Я. Линков. – Издание второе, исправленное и дополненное. – Москва: ЛЕНАНД, 2015 – с. 222. 27. Макарова А.А. Образы детства в творчестве Л. Толстого и Л. Андреева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2022. №1 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-detstva-v-tvorchestve-l-tolstogo-i-l-andreeva (дата обращения: 14.03.2024). 28. Махинина Н.Г. Традиции раскрытия темы детства в русской литературе XX века: (Ю. Казаков и Л. Толстой) // Слово и мысль Льва Толстого: Филологические разыскания. Казань, 1993. – с. 80. 29. Морозова, Н. А. «Детство» Л. Н. Толстого в «большом времени». Опыт постижения литературного произведения в музее / Н. А. Морозова. – / Искусство в школе. – 2017, с. 54. 30. Нагина К. А. «Роевая жизнь» и радость бытия в произведениях Л. Толстого // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roevaya-zhizn-i-radost-bytiya-v-proizvedeniyah-l-tolstogo (дата обращения: 14.03.2024). 31. Обухова Е.А., Кузьмин М.Ф. Лев Николаевич Толстой - народный писатель и философ // Вестник магистратуры. 2022. №11-1 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lev-nikolaevich-tolstoy-narodnyy-pisatel-i-filosof (дата обращения: 14.03.2024). 32. Олейникова Т.С. Для дитя чувствование всегда могущественнее идеи. // Объективация эмоционального мира ребёнка в повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука. Волгоград, 2007. с. 142-145. 33. Очерк зимнего дня: из хроники «Детские годы Багрова-внука / Русская охота. Весна. Лето. Осень. Зима: сборник / сост., вступ. ст. Н. П. Смирнова; худож. Л. Кулагин. – Москва, 2015. – с. 141. 34. Педагогика Л.Н. Толстого и современное детство // dzen.ru URL: https://dzen.ru/a/YH7LQR-Y2HRFYE2Y (дата обращения: 04.02.2024). 35. Первова Г. М. Феномен детства в изображении Л. Н. Толстого // Начальная школа. – 2010. – № 9. – С. 15-19. 36. Попов П. Стиль ранних повестей Толстого: («Детство» и «Отрочество») / П. Попов // Литературное наследство. – 1939. – Т. 35. – с. 80. 37. Примеры творческих домашних заданий по русскому языку и литературе // pedsovet.su URL: https: //pedsovet.su/liter/6064? ysclid=ls7jumdt1u621678275 (дата обращения: 04.02.2024). 38. Пузин Н.Л.: К вопросу о взаимоотношениях Л.Н.Толстого и С.Т. Аксакова http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/bio/puzin-o-vzaimootnosheniyah-tolstogo-i-aksakova.htm, с. 201. 39. Рассказова А. Л. Психологический анализ повести Л. Н. Толстого «Детство» // Искусство и образование. – 2020. – № 2. – С. 80-87. 40. Рассказы о родной природе: для среднего и старшего школьного возраста / С. Т. Аксаков; сост. Н. П. Пахомова; худож. Г. Никольский. - Переизд. – Москва: Детская литература, 2021. – с. 144 с. 41. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX века (Л.Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»). Волгоград, 2002. – 262 с. 42. Семейная хроника. Детские годы Багрова – внука: автобиографические повести / В. Картович. – Москва: Правда, 2016. – с. 544. 43. Сочинение: Мама в повести «Детство» https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/mama-v-povesti-detstvo-l-n-tolstoj/ с.5 44. Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. – М., 2017. – 420 с. 45. Толстой Л. Н. Детство // Л.Н.Толстой Повести и рассказы. М.: Детская литература, 1972. с.17-119. 46. Токарев Г.В. Диалоговая основа дневника Л.Н. Толстого // Жанры речи. 2022. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogovaya-osnova-dnevnika-l-n-tolstogo (дата обращения: 14.03.2024). 47. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. Т. 1. М., 1978. 48. Чугунова Т. Б., Моторин А. В., Ширин А. Г. Идеи Льва Николаевича Толстого в научных исследованиях российских и зарубежных ученых // ЧиО. 2020. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-lva-nikolaevicha-tolstogo-v-nauchnyh-issledovaniyah-rossiyskih-i-zarubezhnyh-uchenyh (дата обращения: 14.03.2024). 49. Щукин В. С. С чего начинается Лев Толстой? Размышления над первыми страницами «Детства» // Вопросы литературы. – 2011. – № 4. – С. 139-182. 50. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Исследования. Статьи. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. 952 с. 51. Яковлев В. В., Яковлева О. В. Изучение русской «Азбуки» в рамках проектной деятельности младших школьников // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-russkoy-azbuki-v-ramkah-proektnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 14.03.2024).