Состояние психической готовности возникает не спонтанно. Есть об-щее стремление к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях. Оно вызывается и закрепляется всем ходом воспитания и обучения спортсменов в процессе тренировки. Это стремление еще специально форми-руется в процессе направленной психологической подготовки к каждому конкретному соревнованию, т.к. известно, что участие в любом соревновании для любого спортсмена, есть столкновение двух неповторимых составляю-щих: неповторимости условий соревнований с неповторимой индивидуаль-ностью спортсмена .
Под волей понимается способность человека целенаправленно управ-лять своими действиями, которыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с пре-одолением трудностей. Оно проявляется в преднамеренных действиях, на-правленных на достижение сознательно поставленной цели.
Воспитание воли спортсмена одна из центральных, узловых проблем современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки спортсмена в синхронном плавании - научить его максимально мобилизовать волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состояни-ем, воспитывать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировках и соревнованиях. Развитие воли спортсмена неотделимо от его общего интеллекта и воспитания.
Практически для решения задач волевой подготовки, тренер должен, во-первых, вырабатывать у занимающихся активные, положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспи-танию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и, во-вторых правильно под-бирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным за-дач подготовки.
Выработав серьезное отношение и интерес к синхронному плаванию, следует развивать у спортсмена стремление к самовоспитанию воли. Спорт-смена необходимо убедить в том, что для достижения мастерства и успеха нужно научиться управлять своим настроением и чувствами, самокритично относится к поражениям, в недостатках в технике и тактике не обвинять тре-нера, судей и окружающих.
Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным моти-вом деятельности спортсмена, и стимулом для совершенствования качеств воли. Методика воспитания у спортсмена в синхронном плавании волевых качеств предусматривает постепенное увеличение степени трудностей, кото-рые должны преодолеваться спортсменами во время тренировки и выступле-ний.
Для того чтобы стимулировать волевые усилия спортсмена на преодо-ление все возрастающих трудностей, в тренировке применяется ряд методов психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только стимулирует волевые качества спортсмена, но и вырабатывает у него соот-ветствующие установки, создает такие оптимальные состояния, которые спо-собствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху.
Их можно разделить на 2 группы: методы словесного и методы сме-шанного воздействия.
К методам словесного воздействия относятся: разъяснения, убеждения, одобрения, похвала, требования, приказ, примеры из спортивной жизни тре-нера и других спортсменов, критика и др.
К методам смешанного воздействия относятся: поощрения, награжде-ния, одобрения, наказание, срочная информация о результатах действия, спе-циальные упражнения для самонастройки, упражнения для отвлечения от не-приятных мыслей.
Эффективность методов словесного воздействия зависит во многом от авторитета тренера, его умения подобрать нужные слова и примеры, оказы-вающие на них, эмоциональное влияние, логичности и образности речи, пра-вильности замечаний. Применяя методы смешанного воздействия, тренер, помимо слов использует наглядны показ, отзывы других людей, различные упражнения и прочее. Он может поощрить спортсменов, похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о соревнованиях в печати.
Воспитывая волевые качества спортсменов, необходимо стремиться к тому, чтобы все они формировались не только на соревновании и трениров-ке, а проявлялись в жизни, в быту, труде и поведении, т. е. стали чертами ха-рактера спортсмена. Умение тренера заставлять, побуждать спортсмена по-стоянно преодолевать трудности тренировки, быть дисциплинированным, твердо выполнять режим и распорядок дня, играет огромную роль в волевой подготовке спортсменов в синхронном плавании.
Эффективность технической подготовки спортсменов в синхронном плавании может быть повышена путем целенаправленного формирования точности их специфических ощущений и восприятий, которые необходимы для контроля за выполнением характерных для синхронного плавания двига-тельных действий.
Особую роль в становлении технического мастерства играют представ-ления о движениях, или двигательные представления. Двигательное пред-ставление это психический процесс, в результате которого в сознании спортсмена возникает образ какого-либо конкретного двигательного дейст-вия: прыжка, вращения, поддержки и т. д.
Двигательные представления выполняют весьма важные функции: про-граммирующую, регулирующую и тренирующую. Программирующая функ-ция имеет первостепенное значение при обучении спортсмена тому или ино-му двигательному действию. После показа нового элемента или упражнения и рассказа о нем в сознании спортсмена возникает представление образ того, что и как ему надо делать. Образ становится той программой действий, не представив которые нельзя выполнить новое упражнение. Чтобы ускорить процесс обучения новому действию, нужно по возможности быстрее сфор-мировать у спортсмена правильное представление о нем. Для этого следует четко объяснить и показать последовательность и направление движений, включенных в данное упражнение, а при необходимости разобрать схемы, рисунки и кинограммы. Надо иметь в виду, что правильное (точное и полное) представление не утрачивает своего значения и тогда, когда спортсмен уже заканчивает начальное освоение нового элемента. При совершенствовании техники его исполнения на первый план выступают регулирующая и трени-рующая функции двигательных представлений.
При регулирующей функции образ двигательного действия является не только и не столько программой, сколько эталоном, образцом, с которым спортсмен т сопоставляет собственное реальное исполнение. Если сравнение не в пользу спортсмена, он продолжает совершенствовать технику.
Тренирующая функция представления движений связана с так назы-ваемой идеомоторной тренировкой. Суть этого явления заключается в том, что мысленное выполнение упражнения (прыжка, вращения, дорожки шагов и др.) сказывается на повышении точности движений. Этот эффект возраста-ет при сочетании идеомоторной тренировки с реальной, т. е. когда практиче-скому выполнению упражнения предшествует его мысленное выполнение. Спортсмен как бы просматривает кинограмму предстоящего двигательного действия и видит себя выполняющим упражнение точно, четко, красиво и выразительно.
Идеомоторная тренировка применяется и в том случае, когда спорт-смен в силу каких-то причин лишен возможности тренироваться в реальных условиях (болезнь, травма), а также при необходимости исправить технику выполнения упражнений, устранить ошибки.
Итак, формирование правильного представления о двигательных дей-ствиях и умение спортсмена сознательно им пользоваться повышают эффек-тивность технической подготовки спортсмена.
На технику исполнения элементов и на реализацию технической подго-товленности при выполнении упражнений на оценку оказывает влияние от-ношение спортсмена к тому или иному элементу. Излишнее акцентирование внимания обучающегося на сложности элемента или комбинации препятст-вует быстрому их освоению. Если же спортсмену внушить, что он вполне подготовлен, чтобы выполнить данный технический прием, то результаты не замедлят сказаться. Важно только, чтобы уверенность спортсмена в своих силах не переросла в самоуверенность.
В соревнованиях спортсмен действует, используя знания, умения и на-выки, полученные и закрепленные в процессе тренировки. Формирование необходимых для выполнения соревновательных программ умений и навы-ков, их объем и качественное своеобразие находятся в зависимости от усл-вий, в которых происходит подготовка спортсмена и которые постепенно становятся привычными. Однако соревновательные условия существенно от-личаются от привычных условий тренировки. Эти отличия сводятся в основ-ном к следующим положениям. Соревнования играют значительную роль в жизни спортсмена; в соревнованиях всегда есть соперники; выступление на соревнованиях оценивают судьи; спортсмен располагает всего одной зачет-ной попыткой в каждом упражнении; время для принятия самостоятельного решения (в тренировке спортсмену помогает тренер) часто чрезвычайно ог-раничено; соревнование может проходить в непривычных климатических, временных, метеорологических условиях и сопровождаться нежелательными воздействиями со стороны соперников, судей, зрителей и даже товарищей по команде.
Содержание
Введение.3
Глава 1. Общая характеристика психологических факторов, опреде-ляющих достижение высоких результатов5
Глава 2. Психологическая подготовленность в синхронном плавании 17
Глава 3. Результаты исследований....34
3.1. Характеристика...34
3.2. Корреляционный анализ....39
3.3. Факторный анализ..41
3.4. Регрессионный анализ...42
Заключение..46
Список литературы.49
Введение
Актуальность проблемы исследования
Психология спорта относится к немногим отраслям прикладной психо-логии, в которых деятельность высококлассных профессионалов является одним из основных объектов научного анализа. Но уровень развития спор-тивной психологической науки и специфика адресованных к ней запросов практики подготовки спортсменов обусловили ситуацию, когда, несмотря на богатство накопленного эмпирического материала, остается нерешенной за-дача формирования целостной картины становления и самореализации спортсменов высокого класса. Вместе с тем спорт высших достижений явля-ется хорошей моделью для исследования процесса профессионализации лич-ности и самореализации профессионалов высшей квалификации. Специфика спорта дает возможность разработать достаточно точные критерии эффек-тивности деятельности. Это дает возможность установить универсальные элементы психической регуляции исполнительской деятельности, знание ко-торых раскрывает новые пути создания благоприятных условий самореали-зации профессионала в любом виде исполнительской деятельности.
Спортивная деятельность была и остается объектом теоретического анализа. Вместе с тем многие теоретические проблемы, поставленные еще в 70-е годы, остаются нерешенными. В настоящее время неразработанность специальной теории спортивной деятельности становится барьером, препят-ствующим решению прикладных проблем подготовки спортсменов.
Полнота самореализации высококвалифицированных спортсменов зависит от степени мобилизованности ресурсов их личности. С этой точки зрения при-обретает актуальность исследование субъективной картины жизни в
большом спорте, то есть исследование влияния психологических факторов
на деятельность спортсменов. В этой связи весьма актуально всестороннее рассмотрение характеристики личности высококвалифицированных спорт-сменов в синхронном плавании и их психологической подготовленности.
Цель исследования исследование психологической подготовленно-сти и характеристики личности высококвалифицированных спортсменов в синхронном плавании.
Объектом исследования явились высококвалифицированные спорт-смены в синхронном плавании.
Предметом исследования явилась личность высококвалифицирован-ных спортсменов в синхронном плавании.
Степень изученности проблемы
Вопросами изучения психологической подготовленности и характери-стики личности высококвалифицированных спортсменов в синхронном пла-вании занимались следующие исследователи: Асмолов А.Г., Батурин Н.А., Белкин А.А., Белорусова В.В., Бернштейн Н.А., Бундзен П.В., Унесталь Л.-Э., Василюк Е.Ф., Волков В.М., Филин В.П., Вяткина Б.А., Генов Ф.П., Гис-сен Л.Д., Горбунов Г.Д., Гордеева Н.Д., Зинченко В.П., Горская Г.Б., Гуревич К.М., Дрижика А.Г., Зайцева В. В., Сонькин В.Д., Ильин Е.П., Ю.Я.Киселев, Кретти Б., Крылов А.А., Сафонов В.К., Лалаян А.А. и др.
Глава 1. Общая характеристика психологических факторов, определяющих достижение высоких результатов
В общем, и упрощенном виде спортивный результат слагается из трех составляющих:
физической подготовки;
функциональной подготовки;
совершенствования механизмов нервно-психической регуляции дви-гательной деятельности и поведения человека.
Спортивный результат снижается при ослаблении любой из этих «трех опор».
Классификация препятствий и трудностей.
Исходя из детерминации переживаний спортсмена, П.А.Рудик предло-жил выделить две группы трудностей в спортивной деятельности: объектив-ную и субъективную .
Объективные трудности - это те, что обусловлены специфическими для данного вида спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть им. Примерами таких трудностей могут быть большая мы-шечная сила, быстрота, необходимость продолжать усиленную мышечную работу в состоянии утомления, высокая координированность движений и т.п.
Отличительной чертой объективных трудностей является то, что они по своему содержанию одинаковы для всех людей, стремящихся совершен-ствоваться в выбранном виде спорта. Они варьируются лишь по количест-венным нормативам, устанавливаемым для спортсменов различного возраста и квалификации не меняясь по своему психологическому качеству. Поэтому преодоление объективных трудностей, по мнению Рудика, обязательно для каждого спортсмена.
Субъективные трудности это трудности, основу которых составляет личные отношения спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта, условиям тренировок, спортивных соревнований и т.п. Эти трудно-сти, как правило, носят индивидуальный характер и могут быть различны у представителей одного и того же вида спорта. Это может быть страх, связан-ный с воспоминанием о травме, полученной на предыдущей тренировке; смущение, вызванное реакцией зрителей; боязнь противника, преувеличен-ная оценка его сил и способностей; незаинтересованность в данных соревно-ваниях (например, масштаб их представляется спортсмену незначительным, в связи с чем не вызывает стимула к затрате больших волевых усилий) и т.п. Рудик указывает на то, что преодоление субъективных трудностей осуществ-ляется за счет волевых усилий.
Внутренние и внешние препятствия порождают субъективные и объек-тивные трудности. Внутренние препятствия порождают субъективные труд-ности, а внешние препятствия порождают объективные трудности.
Другая классификация, более подробная была предложена Ф.Геновым (1971), где он выделял следующие виды трудностей: трудности, связанные с физической подготовкой спортсмена и его физическими состояниями; труд-ности, связанные с техническими выполнениями отдельных действий; труд-ности, связанные с выполнением тактических действий; трудности, связан-ные с приобретением спортсменом знаний по данному виду спорта; трудно-сти, связанные с моральной подготовкой спортсмена; трудности, связанные с преодолением отрицательных физических состояний и эмоциональных пере-живаний спортсмена.
Многочисленные исследования показывают, что отрицательные формы предстартовых состояний не только вызывают отчетливо переживаемый психический дискомфорт, но и отрицательно воздействуют на готовность к спортивной борьбе и на результат соревнования.
Психическое напряжение, сопровождая любую продуктивную деятель-ность, возникает как в тренировке, так и в соревнованиях. Но по направлен-ности и содержанию они различаются. Напряжение в тренировке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к нему добавляется психическое напряжение, определяемое целью достижения определенного результата. Условно напряжение в трени-ровке называют процессуальным, а в соревнованиях результативным.
Обычно они проявляются не только в деятельности, но и до нее, с той разницей между ними, что процессуальное напряжение возникает непосред-ственно перед тренировкой, а результативное может возникать задолго до соревнований. Само по себе состояние психического напряжения есть фактор положительный, отражающий активизацию всех функций и систем организ-ма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих ее высо-кую продуктивность. Если напряжения чрезвычайно высоки и продолжи-тельны, они могут перерасти в психическую напряженность. Она рассматри-вается как фактор отрицательный, поскольку эта дисгармония функций, чрезмерное эмоциональное возбуждение, избыточный и неоправданный рас-ход энергии, в первую очередь нервной. Обычно к психическому перенапря-жению приводит продолжительная работа на грани между напряжением и напряженностью.
Признаки психического перенапряжения:
Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизо-дические головные боли.
Специфические признаки: характеризуют каждую стадию в отдельно-сти.
Выделяют три стадии психического перенапряжения:
Первая стадия нервозность. Ее признаки капризность, неустойчи-вость настроения, внутренняя (сдерживаемая) раздражительность, возникно-вение неприятных, иногда болезненных ощущений в мышцах, внутренних органах и пр.
Вначале они проявляются редко и не очень выражено. Когда появляет-ся капризность, спортсмен остается организованным, дисциплинированным, как всегда, качественно выполняет задания тренера, но периодически выра-жает недовольство то каким-нибудь тренировочным заданием, то тоном об-ращения с ним, то бытовыми условиями и.т.д. Это проявляется не только в словах, но и в мимике, жестах, всем поведении спортсмена. У взрослого спортсмена каприз это первое проявление слабости, усталости, это инфан-тильная реакция на трудную ситуацию в условиях конфликта между понима-нием и нежеланием действовать.
Неустойчивость настроения выражается в том, что спортсмен то смеет-ся в ответ на шутки, то ходит мрачный, насупившийся, создавая впечатление недовольства всем. При незначительном успехе он испытывает неадекватную радость, которая, однако, быстро сменяется негативным отношением к окру-жающему.
Внутренняя раздражительность, как одно из проявлений неустойчиво-сти настроения, чаще всего замечается во взгляде, мимике, пантомимике, но пока не выражается в более крупных поведенческих актах. В своих высказы-ваниях спортсмен становится более прямолинеен, иногда язвителен, но спон-танную раздражительность контролирует и сдерживает.
Появляются неприятные, иногда болезненные ощущения в мышцах, внутренних органах, суставах, коже, и.т.д., которые быстро проходят или пе-реходят с одной части тела на другую.
Проявление признаков психического перенапряжения в наиболее на-грузочные периоды тренировки можно считать закономерными.
Вторая стадия прочная стеничность. Ее признаки нарастающая, не-сдерживаемая раздражительность. Эмоциональная неустойчивость, повы-шенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятности.
Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен все более и более утрачивает самообладание, проявляет гнев-ливость, направляя ее на товарищей, тренера, нередко на совершенно слу-чайных людей.
Не выдерживая нагрузки, спортсмен может не явиться на тренировку, или отказаься что-либо выполнить из заданий тренера. Часто спортсмен ос-тается корректен с тренером, а всю ситуативную аффективность изливает на людей посторонних, случайно подвернувшихся ему под руку.
Эмоциональная неустойчивость выражается в нарушении оптимально-го уровня эмоционального возбуждения, чаще всего в сторону перевозбуж-дения. Становятся отчетливыми колебания работоспособности, появляется еще большая, чем на первой стадии, выраженная неустойчивость настроения, нередко индивидуально своеобразная.
1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Физкультура и спорт,1999. 253 с.
2. Актуальные вопросы отбора квалифицированных спортсменов. - М.: 1998. 138 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах / Под ред. А.А.Бодалаева и др.- М., 2004. - Т.1. 230 с. Т.2. 288 с.
4. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятель-ности. изд.: Психология в спорте. Омск. 1998. 214 с.
5. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М., 2003. -128 с.
6. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. - М., 1994. 154 с.
7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии ак-тивности. - М., 1996. 229 с.
8. Бундзен П.В., Унесталь Л.-Э. Ментальный тренинг: биоэнергоин-формационные механизмы и психо-физические следствия // Совре-менные проблемы физической культуры и спорта. - Спб.,1998. 5 с.
9. Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических си-туаций. М.: Физкультура и спорт. 2004. 200 с.
10. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор.- М., 2003.- 130 с.
11. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных со-ревнованиях. М.: Физкультура и спорт. 2001. 112с.
12. Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готов-ности спортсмена. М.: Физкультура и спорт. 1971. -241 с.
13. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результа-ты психопрофилактической работы в спортивных командах. - М., 1998. 192 с.
14. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1986. 296 с.
15. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М., 2002. 343 с.
16. Горская Г.Б. Основы индивидуализации психологической подго-товки спортсменов.- Краснодар, 1993.- 112 с.
17. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. - М., 2004. 336 с.
18. Дрижика А.Г. Индивидуализация совершентвования спортивного мастерства. - Ростов-на-Дону, 1997. 159 с.
19. Зайцева В. В., Сонькин В.Д. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида // Физическая культура индивида (Сборник научных трудов). М., 1994. 5 с.
20. Ильин Е.П., Ю.Я.Киселев. Психология спорта: современные на-правления в психологии.- СПб., 1999. 96 с.
21. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 2005. 199 с.
22. Киселев Ю.Я. Победи! Размышления и советы психолога спорта. М., 2002. 328 с.
23. Кретти Б. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт,1998.- 224 с.
24. Крылов А.А., Сафонов В.К. Психология спорта. Теоретические и прикладные проблемы// Вестник ЛГУ. 1985. - №13. 4 с.
25. Лалаян А.А. Психологическая подготовка спортсмена. Ереван, 1985. 166 с.
26. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Физкультура и спорт. 2004. 215 с.
27. Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте. М.: Физ-культура и спорт. 1999. 114 с.
28. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. Екатеринбург, 2001.- 238 с.
29. Медведев В.В., Родионов А.В., Худадов Н.А. О психических со-стояниях в спортивной деятельности // Психология и современный спорт. М., 1993. 3 с.
30. Меньщикова А.Л. Публичность соревнований, как фактор психоло-гического воздействия на личность // Хрестоматия «Спортивная психология в трудах отечественных специалистов». СПб.: Изд-во «Питер», 2002. 10 с.
31. Методы психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студен-тов пед. ин-тов по специальности 03.03 Физ. культура /В.Л. Ма-рищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К.Серова.- М., 1990. 129 с.
32. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельно-сти. М., 2005. 25 с.
33. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. - М.: Физкультура и спорт. 1999. 224 с.
34. Некрасов В.П. Психофизиологические аспекты реализации резерв-ных возможностей спортсмена // Проблема резервных возможностей человека / Под ред. В.В.Кузнецова. М., 2002. - 54 с.
35. Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психоре-гуляция в подготовке спортсменов. - М., 2003. 176 .
36. Озеров В.П. Психомоторное развитие спортсменов.- Кишинев, 1993. 139 с.
37. Палайма Ю.Ю. Опыт измерения относительной силы мотива в спорте. М.: Физкультура и спорт. 2003. 79 с.
38. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М., 2004. 104 с.
39. Проблемы психорегуляции и управления деятельностью квалифи-цированных спортсменов. Обзорная информация. - М., 1993. 130 с.
40. Психология и современный спорт: сборник научных статей психо-логии спорта социалистических стран. М.: Физкультура и спорт. 2003. 260 с.
41. Психология: Учебник для институтов физической культуры/ Под редакцией Рудика П.А. М.: Физкультура и спорт. 2005. -480 с.
42. Психология и современный спорт: сборник научных статей психо-логии спорта социалистических стран. М.: Физкультура и спорт 1973. - 210с.
43. Факторы, влияющие на результат соревновательной деятельно-сти//Психология и спорт. №12, 2006. 9 с.