Задача №4. Указать, в каких из приведенных ниже случаях изучаемое тело можно принять за материальную точку: а) вычисляют давление трактора на грунт; б) определяют высоту поднятия ракеты; в) рассчитывают работу, совершенную при поднятии в горизонтальном положении плиты перекрытия известной массы на заданную высоту; г) определяют объем стального шарика, пользуясь измерительным цилиндром (мензуркой).
Решение:
По определению материальной точкой называется тело размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи. Это значит, что размеры тела много меньше, чем размеры других тел, хотя бы на порядок, т.е. в 10 раз. Исходя из данных соображений, имеем:
а) Нельзя. При расчете давления необходимо знать площадь соприкосновения трактора с грунтом.
б) Можно. Размеры ракеты во много раз меньше дальности ее полета.
в) Можно. Движение плиты поступательное, поэтому ее движение можно описывать заданием одной точки.
г) Нельзя. Важен объем шарика, связанный с радиусом, поэтому пренебрегать размерами нельзя.
Задача №1. Рисунок 1 воспроизводит несколько положений работающего подъемного крана. Можно ли считать поступательным движение стрелы? груза?
Задача №2. Какие элементы аттракциона «Колесо обозрения» (рис. 2) движутся поступательно?
Задача №3. Можно ли принять Землю за материальную точку при расчете: а) расстояния от Земли до Солнца; б) пути, пройденного Землей по орбите вокруг Солнца за месяц; в) длины экватора Земли; г) скорости движения точки экватора при суточном вращении Земли вокруг оси; д) скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца?
Задача №4. Указать, в каких из приведенных ниже случаях изучаемое тело можно принять за материальную точку: а) вычисляют давление трактора на грунт; б) определяют высоту поднятия ракеты; в) рассчитывают работу, совершенную при поднятии в горизонтальном положении плиты перекрытия известной массы на заданную высоту; г) определяют объем стального шарика, пользуясь измерительным цилиндром (мензуркой).
Задача №5. Можно ли принять за материальную точку снаряд при расчете: а) дальности полета снаряда; б) формы снаряда, обеспечивающей уменьшение сопротивления воздуха?
Задача №6. Можно ли принять за материальную точку железнодорожный состав длиной около 1 км при расчете пути, пройденного за несколько секунд?
Задача №7. На рисунке 3 изображен план футбольного поля на пришкольном участке. Найти координаты угловых флажков (О, В, С, D), мяча (E), зрителей (K, L, М).
Задача №8. Найти координаты (приблизительно) левого нижнего угла доски, правого верхнего угла стола, за которым вы сидите. Для этого связать систему отсчета с классом и совместить ось X с линией пересечения пола и стены, на которой висит доска, ось Y с линией пересечения пола и наружной стены, а ось Z с линией пересечения этих стен.
Задача №9. Сравнить пути и перемещения вертолета и автомобиля, траектории которых показаны на рисунке 4.
Задача №10. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? самолете?
Рымкевич, А. П. Физика. Задачник. 1011 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. 10-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2006. 188, [4] с.: ил.