Целью данной работы является анализ межфирменной научно-технической кооперации в инновационных процессах. Задачами данного исследования являются: • Провести теоретическое исследование межфирменной научно-технической кооперации. • Рассмотреть пример межфирменной научно-технической кооперации • Привести рекомендации по усовершенствованию межфирменной научно-технической кооперации Объектом исследования является ОАО «Геолан» Предмет исследования – межфирменной научно-технической кооперации в инновационных процессах. В основе проведённого исследования лежат работы Акмаевой Р.И., Валдайцева С.В., Гершман М.А., Дорофеева В. Д., Шмелевой А. Н. Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги. Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом. Результат инновационной деятельности можно назвать также инновационным продуктом. Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации: «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком. Под открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду. В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоёмкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних
Введение 3 1. Теоретические основы межфирменной научно-технической кооперации в инновационных процессах 6 1.1. Классификация и функции инноваций 6 1.2. Глобализация и региональная кооперация в сфере НИОКР 10 1.3. Межфирменная научно-техническая кооперация 13 1.4. Научно-техническая интеграция 17 2. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах на примере ОАО «Геолан» 24 2.1. Характеристика предприятия 24 2.2. Межфирменная кооперация на предприятии ОАО «Геолан» 26 3. Рекомендации по совершенствования инновационной деятельности предприятия 30 Заключение 33 Список используемой литературы: 35
1. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – 347 с. 2. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. - М.: «ЮНИТИ», 2006. - 289 с. 3. Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: «Маркет ДС», 2007. – 199 с. 4. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н. Инновационный менеджмент. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. – 442 с. 5. Идрисов А.А. Планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: ИДЦ «Филин», 2003. - 315 с. 6. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: ИДЦ «Филинъ», 2004. - 402 с. 7. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.Е. Казанцева, Л.Э. Миндели. - СПб.: «Наука», 2004. - 296 с. 8. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учеб. пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.Е. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: «Экономика», 2003. - 345 с 9. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой - М.: «ИНФРА-М», 2001. - 238 с. 10. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент / Под ред. Д.С. Львова. - М.: «Ступень», 2006. - 244 с. 11. Липсиц И.В., Косов В.В. Инвестиционный проект. - М.: «БЕК», 2005. - 189 с. 12. Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации. – М.: «Магистр», 2007. – 159 с. 13. Оголева Л.Н., Радиковский В.М. Инновационная деятельность предприятия: Учебное пособие. М.: «ИНФРА-М», 2000. - 167 с. 14. Рычкова Н. В. Маркетинговые инновации: учебное пособие. – М.: «Кнорус», 2007. – 226 с. 15. Шелюбская Н. Глобализация и региональная кооперация в сфере НИОКР// Проблемы теории и практики управления, № 6, 2007, с. 12 - 16