Введение Конкуренция представляет собой важнейший элемент хозяйственного механизма рыночной экономики, который во многом обеспечивает ее динамизм, сбалансированное и эффективное развитие Гостиничный сервис необходимо развивать согласно не только по принципу спроса (что хочет гость), но и по принципу предложения (гостиница предлагает новые услуги, которые может оказать, а гость выбирает). Конкуренция в сфере обслуживания довольна высока. Отличительной чертой конкуренции в сфере обслуживания является разделение на ценовую и неценовую. Т.е. сфера обслуживания, в большей степени, чем другие сферы деятельности должна уделять внимание таким факторам конкуренции, как сервис, качество обслуживания и т.п. Для выживания в конкурентной среде предприятия гостиничного бизнеса должны особое внимание уделять качеству услуг, развивать дополнительные сервисы, реализовывать современные стандарты обслуживания и непрерывно повышать качество предоставляемого обслуживания. Активное и рациональное применение стандартов (в первую очередь, международных) позволяет обеспечить требуемое качество гостиничных услуг, организовать отлаженный и непрерывный технологический процесс, а также приводит к преодолению технических барьеров на внешних рынках, расширению базы производственного сотрудничества с зарубежными партнёрами, установлению более высокого уровня цен на услуги и повышает уровень конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке. Целью курсовой работы является исследование конкуренции сферы обслуживания и ее влияние на деятельность предприятий на примере гостиницы «Бизнес-центр» Объект исследования курсовой работы – функционирование гостиницы «Бизнес-центр». Предмет исследования – конкурентоспособность сферы обслуживания гостиницы «Бизнес-центр». Для решения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи: – Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности предприятий; – Изучить показатели и оценки конкурентных возможностей предприятий; – Выявить особенности конкуренции в сфере обслуживания; – Привести общую характеристику объекта исследования; – Проанализировать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы «Бизнес-центр»; – Провести анализ конкурентоспособности сферы обслуживания на примере гостиницы «Бизнес-центр»; – Выполнить SWOT-анализ гостиницы «Бизнес-центр»; – Оценить качество услуг гостиницы «Бизнес-центр»; – Определить конкурентоспособность гостиницы «Бизнес-центр» в сфере обслуживания.
Содержание Введение 3 1. Теоретические основы определения конкурентоспособности предприятия 5 1.1. Понятие и виды конкурентоспособности 5 1.2. Показатели и оценка конкурентных возможностей предприятия 7 1.3. Конкуренция на рынке обслуживания 10 2. Аналитический раздел 13 2.1. Общая характеристика гостиничного комплекса 13 2.2. Анализ технико-экономических показателей гостиницы «Бизнес-центр» 16 2.2.1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности 19 2.2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли 22 3. Конкурентоспособность сферы обслуживания гостиницы «Бизнес-центр» 24 3.1. SWOT-анализ гостиницы «Бизнес-центр» 24 3.2. Оценка качества услуг гостиницы «Бизнес-центр», как основной характеристики конкурентоспособности предприятия 26 3.3. Определение конкурентоспособности в сфере обслуживания гостиницы «Бизнес-класс» 30 Заключение 41 Список литературы 43
Список литературы 1. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. //Экономист. 2002. № 4. С. 28-31. 2. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 1997. – 368 с. 3. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. /Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2001. 4. Головатюк А. В. Международное развитие туризма: опыт зарубежных стран и его применение в России/ А. В. Головатюк - С.П.: 2003 - 190 с. 5. Ерофеев В.И. Гостиница и ресторан: бизнес и управление – 2004 -№7 – С. 45-49. 6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е издание, перраб. и доп. – М.: Издательство “Бухгалтерский учёт”, 2002. –528с. (Библиотека журнала “Бухгалтерский учёт”) 7. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. – 1995. - № 11. – с. 108-111. 8. Исмаев Д. К. Маркетинг гостиничных услуг в России: Учебное пособие. Высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству. М., 1999. – 76 с. 9. Катлер Ф., Боуэн Дж., Мейкинз Дж. Маркетинг: гостеприимство, туризм. Учебник (Пер. с англ.); Под ред. Р. Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 466 с. 10. Кирилов А. Международная экономика: современный этап развития // Маркетинговая стратегия фирмы как многоуровневый комплекс отдельных стратегий -2003 -№4 – 66 с. 11. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2001. – 224 с. 12. Ляпина. И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания/ И.Ю. Ляпина – М.: 2002 – 215 с. 13. Портер, Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2003. – 496 с. 14. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 1998. – 101 с. 15. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. Т1,3. - М.: 2002. – 89 с. 16. Фатхутдинов Р.А. Кокурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с. 17. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Издательско-книготорговый ценр “Маркетинг”, 2002. – 892 с 18. Яновский А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Стандарты и качество. – 1997. №2 – с. 43-44.