ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования настоящего дипломного исследования основана на том, что в современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является объектом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Стратегическое планирование в различных формах присутствует на любом предприятии, т.к. организация коммерческой деятельности начинается с прогноза ее результатов. Данные прогнозы могут быть как в виде предположений относительно будущих результатов, так и представлять собой подробный бизнес-план. Опыт западных компаний показал, что коммерческие предприятия могут обладать значительными внутренними резервами экономического роста, и финансовое планирование позволяет выявить и рационально использовать эти резервы. Зарубежные экономисты давно стали разрабатывать методики и подходы к стратегическому планированию на предприятии. Данные методики касались не только прогноза собственных финансовых результатов, но и стратегии и политики компании на рынке сбыта. Тема данной работы крайне актуальна в современных условиях, по-скольку в наше время руководители многих предприятий незаслуженно пренебрегают такой важной стороной деятельности фирмы. Прошло то время когда, создав фирму «однодневку» можно было рассчитывать на получение быстрой и легкой прибыли. Сейчас как никогда важно уметь и хотеть просчитывать все процессы на фирме на несколько лет вперед, уметь прогнозировать возможные изменения, происходящие под влиянием внешних и внутренних факторов. Для российских предприятий вопросы самостоятельного стратегиче-ского планирования стали актуальны лишь недавно. Прежде всего, это связано с переходом к рыночной экономике и сопровождающей ее сложной и не поддающейся прогнозу экономической ситуацией. Также необходимо брать в расчет следующее обстоятельство: чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, руководству компании необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное стратегическое планирование, направленное на повышение стоимости компании. Актуальность проблемы влияния стратегического планирования на повышение стоимости компании во многом и определила выбор этой темы для исследования. Объектом исследования является ОАО «Митинская металлургическая компания». Предметом исследования выступает управление стоимостью в ОАО «Митинская металлургическая компания». Цель данной дипломной работы заключается в исследовании стратегического планирования деятельности компании, направленного на повышение ее стоимости. В связи с этим, основными задачами исследования являются: - изучить основы современного стратегического планирования, - рассмотреть понятие, сущность и концепции стоимости компании, - исследовать особенности управления стоимостью в рамках стратегического планирования, - дать общую характеристику предприятия ОАО «Митинская метал-лургическая компания», - провести анализ стоимости компании ОАО «Митинская металлургическая компания» - провести оценку эффективности существующей системы стратегического планирования ОАО «Митинская металлургическая компа-ния» - определить направления и методы оптимизации стоимости капитала ОАО «Митинская металлургическая компания», - провести оценку экономической эффективности предлагаемых мероприятий. Теоретико-методологическая база исследования. Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по во-просам управления стоимостью предприятия. Методологической основой исследования являются такие общенаучные приемы и методы исследования, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция и дедукция, системный подход и моделирование. При составлении таблиц и систематизации полученных данных применялись статистические методы сравнения, выборочные исследования. Информационно-аналитической базой послужили данные официальной статистики, материалы выборочных наблюдений, научные труды, текущая экономическая периодика, информация из сети Интернет, а также нормативно-правовые акты РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ 6 1.1 Современное стратегическое планирование 6 1.2 Понятие, сущность и концепции стоимости компании 25 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МИТИНСКАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» 41 2.1 Общая характеристика предприятия 41 2.2 Анализ стоимости компании 43 2.3 Оценка эффективности существующей системы стратегического планирования 46 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МИТИНСКАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» 52 3.1 Направления и методы оптимизации стоимости капитала организации 52 3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61 Приложение 1 63 Приложение 2 64 Приложение 3 65
1. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006 2. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: уч. пособие. – М.: КНОРУС, 2005 3. Васильева Л.С. Финансовый анализ: учебник - М. : КНОРУС, 2006 4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика,2009 5. Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации / Мос-ковский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2007 6. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учебник. – М.: Омега-Л, 2004 7. Дранко О.И. Финансовый менеджмент: Технологии управления финансами предприятия: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2008 9. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Минск, 2008 10. Ионова А.Ф., Селезнева Н.М. Финансовый анализ: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 11. Керимов В.Э. Стратегический учет. М.: Омега-Л,2010 12. Коробейников О.П., Колосов В. Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – №3 13. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. – М.: РДЛ. – 2008 14. Кузык Б.Н. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития: учебник / Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. - М.: Экономика, 2006 15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 1998 16. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах. М.: Академический Проект, 2005 17. Подолякин, В.И. Основы экономики организации: стоимость и структура капитала: учеб. пособие. - Иваново: ИГТА, 2005 18. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 19. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под ред. Градова А.П., СПб.: Специальная литература,2006 20. Тогузаев Т. Х. Научные аспекты понятия «стратегия развития предприятия» // Учебные записки Санкт-Петербургской Академии управления и экономики , 2009 21. Шуляк П. Н. Финансы предприятия: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006