Введение
В современном обществе иностранный язык, и в частности англий-ский, играет огромную роль. Он является объективной потребностью, без которой человечество не может полноценно развиваться и функционировать. Являясь неотъемлемой частью культуры и не способный существовать отдельно, иностранный язык тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества: экономикой, наукой, политикой, искусством.
Язык, как известно, выполняет две функции познавательную и ком-муникативную. Необходимо заметить, что иностранный язык помимо меж-личностного общения, также служит средством межнационального, межго-сударственного, международного общения. Однако иностранный язык является не только средством коммуникации. Он повышает образовательный уровень развития детей. Являясь также средством приобщения к культуре страны изучаемого языка, он способствует повышению культурного уровня развития детей. Это в свою очередь обогащает его эстетическую и нравственную направленность.
1.1. Проблема взаимоотношения мышления и речевого общения
в методике иностранного языка
Предмет \\\"иностранный язык\\\" значительно отличается от других учебных предметов, потому что основной его задачей является овладение способностью уча¬ствовать в межкультурном общении, т.е. формирование речевых умений, свя¬занных с речемыслительной деятельностью обучаемого. Обучение иностранному (неродному) языку принципиально отличается и от обучения родному языку, т.к. умения в родном языке оказывают как по¬ложительное влияние (способность к переносу), так и отрицательное (интерференция). С учетом этих особенностей и стро¬ится концепция обучения данной учебной дисциплины.
Обучение иностранным языкам преследует практические, общеобразовательные, воспитательные и развивающие цели. Основное место занимает реализация практических це¬лей, в ходе выполнения которых осуществляются все остальные, в этом также сказывается специфика предмета \\\"иностранный язык\\\".
Практическая цель английского языка состоит в формировании ком-му¬никативной компетенции, т.е. способности вступать в общение с представи¬телями страны, язык которой изучается [7].
1.2. Пути активизации речемыслительной деятельности
на уроках английского языка
Главная специфика обучения иностранному языку заключается в том, что школа «должна обеспечить ученикам овладение основами общения средствами иностранного языка, имея в виду, что само общение это средство и путь для приобщения школьников к культуре других народов, средство для установления взаимопонимания между народами» [27, 20]. Опираясь на подобное определение специфики предмета можно сделать вывод о том, что основным видом деятельности, которым овладевает ребенок на уроках иностранного языка, является коммуникативно-познавател
Учителям необходимо соблюдать последовательность постановки пе-ред учащимися коммуникативных задач при обучении основным функциям общения:
1) простая коммуникативная задача, содержащая одну подцель, на-правленную на реализацию в речи какой-либо одной функции общения;
2) комплексная коммуникативная задача, представляющая собой комбинацию подцелей, направленных на осуществление какой-либо одной функции общения;
3) комплексная коммуникативная задача, состоящая из комбинации подцелей, направленных на реализацию двух-трех разных функций обще-ния.
1.3. Стимулирование речемыслительной деятельности на уроках английского языка в начальной школе
Речемыслительная деятельность - есть целенаправленный, мотивиро-ванный и осмысленный процесс познания действительности речевыми средствами. Если речемыслительная деятельность осуществляется на иностранном языке, познавательный процесс становится специфическим, то есть более избирательным в направлениях, ограниченным в проблемах, свернутом в объеме, сниженным в темпе, затрудненным в рассуждениях и осторожным в выводах. Несмотря на названные и некоторые другие специфические особенности, речемыслительная деятельность на иностранном языке может полностью соответствовать психологической норме признанному психологической наукой за образец процессу речевого мышления [28].
Мотивом речемыслительной деятельности всегда является осознание проблемы и способа ее решения речевыми средствами. В этих условиях нормальное речемыслительное действие включает три стадии:
- получение речевой или неречевой информации (information reception);
- переработку информации (information processiong);
- передачу информации (information fransmission) [17].
Выводы
В данной главе мы проанализировали различные взгляды ученых (М.З. Биболетовой, И.Л. Бим, Е.И. Негневицкой, Е.И Пассова и др.) на проблему развития и стимулирования речемыслительной деятельности у учащихся на уроках английского языка в начальной школе. Анализ методической и психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Развитие речемыслительной деятельности является необходимым элементом для реали¬зации главной практической це¬ли - формирование комму¬никативной компе¬тенции.
2. 1. Организация и методика развития и стимулирования
речемыслительной деятельности у младших школьников
на уроках английского языка
Для достижения цели практического исследования нам необходимо было решить следующие задачи:
1. Отобрать необходимый методический материал, сделать анализ содержания и спланировать педагогический эксперимент.
2. Провести педагогический эксперимент и установить зависимость между оказы¬ваемым нами педагогическим воздействием и его результатом.
Практическое исследование проводилось в три этапа:
I. Разработка плана эксперимента.
II. Проведение эксперимента:
констатирующий эксперимент;
формирующий эксперимент;
итоговый эксперимент.
III. Обработка и анализ полученных данных.
2.2. Внедрение программы развития и стимулирования
речемыслительной деятельности на уроках английского языка
В связи с невысокими показателями, полученными в ходе констати-рующего экспе¬римента, и поставленной гипотезой данной работы был проведен формирующий тап эксперимента.
Целью данного этапа эксперимента явилось организация уроков анг-лийского языка, направленных на развитие и стимулирование речемысли-тельной деятельности.
В ходе формирующего эксперимента нами проводились различные формы обучения: дополнительные уроки (см. приложение 5); внеклассные мероприятия (см. приложение 6); различные игры и речевые упражнения, способствующие развитию речемыслительной деятельности детей (см. при-ложение 7); драматизацию (см. приложение 8). На уроках и во внеурочное время были разучены стихи, песни, рифмовки, считалочки (см. приложение 9).
Для организации выполнения эксперимента нами широко использовались различные средства наглядности игрушки, красочные пособия и др. Также, применялась частая смена действий, которые мы старались сделать интересными для детей.
2.3. Анализ проведенного исследования
Для определения изменений, произошедших во времени проведения формирующего этапа эксперимента нами был проведен итоговый экспери-мент. Целью контрольного этапа эксперимента является контроль уровня развития речемыслительной деятельности на уроках английского языка детей младшего школьного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента.
Контрольный этап эксперимента проводился в тех же группах: кон-трольной и экс¬периментальной.
Нами были выдвинуты следующие задачи контрольного этапа экспе-римента:
1. Подобрать и апробировать систему диагностик для выявления уровня развития речемыслительной деятельности учащихся.
2. Сравнить, проанализировать и сопоставить данные, полученные в ходе исследования в экспериментальной группе с результатами контрольной группы.
3. Соотнести выводы с выдвинутой гипотезой.
Для проведения контрольного этапа эксперимента были предложены сле-дующие задания:
Задание №1
Цель: выявить уровень владения монологической речью.
Ход проведения: учащимся необходимо составить рассказ о себе, за-полнив визитку.
Критерии оценки: учащиеся, составившие все предложения, получают 5 баллов, 7-9 предложений 4 балла, 5-7 предложений 3 балла, менее 5 предложения 2 балла.
Выводы
Проведенные нами наблюдения за деятельностью учащихся 3 класса на уроках иностранного языка показало, что е у всех детей проявляется осознанность коммуникативных функций языка; не редко отсутствуют условия для разви¬тия речемыслительной активности у учащихся. Основным видом действий являются имитация и репродукция готовых речевых образцов.
Несмотря на непродолжительность нашего исследования и ограничен¬ное количество испытуемых, в ходе итогового эксперимента нами наблю¬дались явления, позволяющие предполагать наличие тенденции повышения уровня речемыслительной деятельности.
Уже на первых уроках было обращено внимание на то, что действия по развитию речемыслительной деятельности детей, организованные с приме¬нением игр и речевых упражнений, стали вызывать больший интерес. На ос¬нове наблюдения был сделан вывод о том, что дети были более активны и внимательны. Дети достаточно хорошо воспринимали высказывания, произ¬носимые учителем, старались вступать в диалог как с учителем, так и с учащимися, хотя при построении собственных высказываний у детей возникали небольшие трудности.
Заключение
Теоретический анализ литературных источников по проблеме развития и стимулирования речемыслительной деятельности позволил раскрыть сущность понятия «речемыслительная деятельность», пути ее развития и стимулирования.
Большую ценность в исследовании избранной проблемы представляют труды И.Л. Бим, М.З. Биболетовой, Е.И. Негнивицкой, Е.И. Пассова и др. ученых, освещающих проблему развития и стимулированию речемыслительной деятельности у учащихся на английском языке в начальной школе.
Изучение иностранного языка способствует развитию культуры речи, коммуникативной культуры, общей культуры личности ребенка, различных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи).
Обучение английскому языку, построенное на коммуникативной основе, у ребенка развивает мышление, формируются такие качества ума, как быстрота, оригинальность, подвижность, гибкость, логичность. Изучая иностранный язык, человек лучше понимает особенности родного языка, глубже познает способы выражения мысли на родном языке. Таким образом, на уроках английского языка происходит развитие и совершенствование речемыслительной деятельности.
Анализ литературы по проблеме исследования и практический экспе-римент позво¬ляют нам утверждать, что младший школьный возраст особенно благоприятен для развития речемыслительной деятельности на уроках английского языка.
ВВЕДЕНИЕ..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития и стимулирования речемысли-тельной деятельности у учащихся на уроках английского языка в начальной школе
1.1. Проблема взаимоотношения мышления и речевого общения в методике иностранного языка..7
1.2. Пути активизации речемыслительной деятельности на уроках английского язы-ка26
1.3. Стимулирование речемыслительной деятельности на уроках анг-лийского языка в начальной шко-ле...45
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение условий развития и стимулирования речемыслительной деятельности у учащихся на уроках английского языка в начальной школе
2.1. Организация и методика развития и стимулирования речемысли-тельной деятельности у младших школьников на уроках английского языка 62
2.2. Внедрение программы развития и стимулирования речемыслите-льной деятельности на уроках английского языка .68
2.3. Анализ проведенного исследова-ния...73
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ.80
СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ.82
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы
1. Баев Б.Ф. Процесс общения и внутренняя речь. - М.: Просвещение, 1986. 313 с.
2. Барашков Е.А. Грамматика английского языка. Сборник упражнений. М.: Экзамен, 2004. 111 с.
3. Биболетова М.З. Английский язык для маленьких. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994. 125 с.
4. Брунер Дж. Психология познания. М.: Академия, 1997. 143 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Просвещение, 1988. 295 с.
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Академия, 1996. 270 с.
7. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранному языку. М.: Высшая школа, 1987. 373 с.
8. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М.: Просвеще-ние, 1997. 431 с.
9. Давыдов В.В. Психология младших школьников. М.: Академия, 1990. 363 с.
10. Дубровина И.В. Данилова Е.Е. Психология. М., 2001. 464 с.
11. Жинкин Н.И. Речь как проводник инфор¬мации. - М., 1982. 361 с.
12. Жоль К.К. Язык как практическое сознание. - Киев, 1990. 342 с.
13. Залевская А.А. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте. - Тверь, 1996. 243 с.
14. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на ино-странном языке. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
15. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 218 с.
16. Кацнельсон С.Д. Речемыслительные процессы. М., 1984. 164 с.
17. Коробава М.Н. Некоторые приемы активизации речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.