РАЗДЕЛ 1. МЕСТО ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ Понятие Федерального Собрания как органа государственной власти Российской Федерации. Одной из незыблемых правовых основ стабильности конституционного строя, закрепленной в Конституции России 1993 г. (ст. 10), является проведение в жизнь принципа осуществления государственной власти на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы. Не умаляя значения исполнительной и судебной властей, следует признать, что “первой среди равных”, несомненно, является законодательная власть. Ей, по Конституции, отведено особое место, поскольку в ее прерогативы входит разработка и принятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система. Следовательно, в “тройственном союзе” разделения властей Федеральное Собрание, как выразитель законодательной власти, выступает в роли основополагающего органа государственной власти, наделенного правами влиять на каждую из них. В отличие от других государственных органов Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве. Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет. Согласно Конституции (ст. 94) Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации – является постоянно действующим представительным и законодательным органом. Этим подчеркивается двуединая природа парламента и тесная взаимосвязь двух основополагающих его функций. В части 1 ст. 11 Конституции РФ прямо указанно на то, что Федеральное Собрание является одним из органов, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Исходя из того, что данная статья расположена в гл. 1 “Основы конституционного строя”, изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через изменение самой Конституции РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспеченно наивысшей конституционно - правовой гарантией - настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (данное положение закреплено в части 1 ст. 135 Конституции РФ). Исходя из ст. 94 Конституции РФ, также можно сделать вывод, что Федеральное Собрание, как представительный орган, выступает в роли представителя и выражает интересы всех граждан Российской Федерации, непосредственно через депутатов Государственной Думы - представляющих интересы своих избирателей, а также через членов Совета Федерации - являющихся представителями субъектов Российской Федерации. Стоит упомянуть и такие главные особенности Федерального Собрания, закреплённые в гл. 1 “Основы конституционного строя” Конституции РФ, как независимость и самостоятельность. Данные особенности позволяют Федеральному Собранию самостоятельно и независимо, без контроля “с верху”, принимать законодательные акты, распоряжаться финансовыми средствами выделенными Федеральному Собранию из государственного бюджета. Однако данная независимость и самостоятельность не является абсолютной и ограничена такими институтами конституционного права, как: референдум, Конституционный Суд РФ, Президент РФ, ратифицированные международные договора, Правительство РФ и т.д. В основу порядка образования Федерального Собрания помимо принципа разделения властей положены также принципы федерализма и многопартийности. Принцип федерализма призван обеспечивать интересы многонационального народа Российской Федерации, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти. На практике этот принцип реализуется в двухпалатной структуре Федерального Собрания. Одна из палат — Государственная Дума — представляет весь народ страны в целом. Другая — Совет Федерации — состоит из представителей каждого субъекта Российской Федерации. Из этого следует, что при формировании Совета Федерации проводится принцип равенства субъектов Федерации. При существенных различиях и в территориальном отношении, и по численности населения, субъекты Российской Федерации равно имеют по два представителя в Совете Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3 РАЗДЕЛ 1. МЕСТО ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ 5 РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 7 2.1. Совет Федерации: формирование, организация деятельности и компетенция 8 2.2. Государственная Дума: формирование, организация деятельности и компетенция 11 РАЗДЕЛ 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юриди. вузов и факультетов / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 2008. – 668 с. 2. Вопросы обороны и безопасности в законотворческой деятельности Федерального Собрания. Леонов В.В. // Вестник Военного университета, 2008. – № 1. – С. 92-99. 3. Грызлов Б.В. Современный этап развития парламентаризма. Выступление на 1000-м заседании Государственной Думы // Представительная власть – XX век: законодательство, комментарии, проблемы / Под общ. ред. А.П. Любимова. – М., 2008; 4 (83). 4. Козлова, Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2008. 5. Контрольная функция государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации. Савоськин А.В. // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 2. С. 18-26. 6. Коровникова Е.А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации // Юридический мир. – 2007. – № 8. 7. Овсепян Ж. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. – 2007. – № 2. 8. Постановления палат Федерального Собрания. Поляшова И.С. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 2. С. 45-50. 9. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: Проблемы функционирования и легитимности // Жиронкин Д.С. Вологдинские чтения, 2007. – № 62-1. – С. 66-69. 10. Тлумач М.В. Совет федерации федерального собрания РФ: к проблеме порядка формирования // Известия Иркутской государственной экономической академии. Серия: Право и законодательство, № 5 (73). – 2010. – С. 155-158.