ГЛАВА 2 Анализ деятельности культрно досуговых
центров по организации досуга молодежи
2.2. Содержание деятельности ООО «Культурный центр» по ор-ганизации досуга молодежи.
Культурно-досуговой центр только тогда привлекает людей, вызы-вают у них стремление присутствовать на программах, когда они интерес-ны, привлекательны и доступны. Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знако-мыми, разумного проведения своего досуга.
Примером такого учреждения культуры является ООО «Культурный центр» города Переславля-Залесского Ярославской области, открывшийся в феврале 1989 года. Он был создан для более полного удовлетворения культурных и духовных запросов рабочих и служащих Компании «Сла-вич» в сфере свободного времени, в целях формирования высокого эффек-тивной среды культурного досуга. Исходя из классификаций и разновид-ностей современных культурных центров, можно сказать, что «Культур-ный центр» относится к многопрофильному культурно-досуговому центру.
Культурный центр - это новое современное здание включает в себя два прекрасных фойе, просторные кружковые комнаты, и несколько боль-ших залов:
- зрительный на 500 мест, где демонтируются фильмы, проходят собрания и конференции работников Компании «Славич» и других орга-низаций, проводятся все концертные, театрализованные, развлекательные мероприятия Культурного центра;
- диско-зал, где проводятся дискотеки для подростков и молодежи, большие игровые и конкурсные программы;
- банкетный зал здесь проходят вечера отдыха, дни рождения, юбилеи, свадьбы;
- спортивный зал проводятся занятия шейпингом и секция УШУ;
- большой танцевальный зал, где проводятся конкурсы бального танца, гостиные;
- так же культурный центр включает в себя музей трудовой и бое-вой славы, предприятия.
Структура Культурного центра основана на взаимодействии полу-профессионального труда организаторов в лице штатных работников, пе-дагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой деятельности всех участ-ников и детей, подростков, молодежи и взрослых.
До недавнего времени Культурный центр являлся структурным под-разделением ОАО «Компании Славич» - цехом № 36 , и находился на ба-лансе компании, т.е. коммунальные услуги, зарботную плату, и проведе-ние основных мероприятий оплачивала «Компания». А с 1 января 1999 года Культурный центр стал обществом с ограниченной ответственно-стью, учредителем которого является ОАО Компания Славич.
Общество имеет статус юридического лица, свой расчетный счет и печать. В штате работает 35 человек, 15 из которых творческие работни-ки.
Экономическую основу деятельности центра составляет хозяйствен-ный механизм, включающий использование внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, пред-приятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг и арендной платы.
Культурный центр предоставляет населению широкий выбор досу-говых занятий: работает целый ряд различных кружков как детских, подростковых так и взрослых (Приложение № 1), проводятся самые разнообразные мероприятия: игровые программы, концерты, спектакли, дискотеки, вечера отдыха и др.
Культурный центр имеет преимущественно иной, более высокий по сравнению с другими учреждениями культуры нашего города уровень ма-териально-технического обеспечения. В центре имеется современная све-товая и звуковая и видео-аппаратура (сканеры, мини-сканеры, дым-машины, музыкальные центры, СД-фейдер). А так же два компьютера, с их помощью записываются высококачественные музыкальные фонограм-мы, озвучиваются мероприятия, изготавливаются цветные мини-афиши и пригласительные билеты (см. Приложение № 2). В планах подключение к интернету, что позволит усовершенствовать деятельность благодаря новой информации.
Анализируя опыт разных современных культурно-досуговых учреж-дений, убеждаешься в том, что сейчас ни одна из подобных организаций не может выжить без развития платных услуг. Таким образом это общая тенденция, характерная для всех учреждений культуры без исключения. Нужно заметить, что все более расширяющиеся платные услуги это не способ зарабатывания денег для этого учреждения, а способ его выжива-ния. Перед Культурным центром эта проблема стояла не так остро, пока он являлся цехом завода и основное финансирование производило ОАО «Компания Славич». А вот с 1999 года, когда Культурный центр стал об-ществом с ограниченной ответственностью, перед коллективом встали но-вые задачи: как жить без дотаций, как зарабатывать себе зарплату, как про-давать такой товар как культура, досуг, не изменяя принципам, какие вво-дить новые, интересные формы досуга, каких спонсоров можно заинтере-совать, как производить ремонт здания?
Начали искать выходы. Допустим, нет ничего плохого в том, что не-которые организации или фирмы арендуют в Культурном центре неболь-шие помещения под свои офисы. Ведь аренда помещений это нелишние финансовые влияния в общую культурно-досуговую деятельность центра, также Культурный центр организует и краткосрочную аренду своих по-мещений и залов для проведения различных творческих проектов, прово-дит мероприятия на заказ, старается приглашать известных артистов. К участию в финансировании популярных мероприятий и конкурсов при-влекаются спонсоры. В первую очередь это «Компания Славич», завод ЛИТ и др. предприятия и организации города. Осуществляется ряд сле-дующих платных услуг:
- работа кружков и коллективов;
- прокат сценических костюмов и театрального реквизита;
- изготовление копий звукозаписей фонограммы концертов и спек-таклей;
- составление и разработка сценариев на заказ;
- организация творческих выставок в музее;
- демонстрация кинофильмов;
- проведение свадеб, юбилеев и других торжеств;
- в планах открытия бильярдной комнаты;
- организация - проведение дискотеки.
Чуть подробнее остановимся на дискотеках.
Одним из самых распространенных среди молодежи видов досуго-вой деятельности, отдыха, развлечения является дискотека. Она же вы-ступает и как одна из популярнейших форм самодеятельного творчества. В этом качестве дискотека обладает рядом несомненных достоинств: она ставит перед самодеятельным творческим коллективом целый комплекс разнообразных творческих задач, стимулирует проявление организатор-ских способностей, открывает широкое поле для технического творчест-ва, изобретательства, развивает познавательную активность, художест-венное чутье, музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и др. Иными словами, участие в творческом коллективе дискоте-ки требует известного универсализма и его расширению способствует. Это делает ее одним из средств формирования гармоически развитой личности. Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы самодеятель-ных дискотек было больше.
Но дискотека формирует личность не только участника творческого коллектива. Она средство идейно-эстетического воспитания всех ее по-сетителей. Аудитория сегодняшней дискотеки огромна, она включает практически целое поколение молодежи, а также людей иных возрастов.
Дискотека возникла из глубин самодеятельного творчества. К мо-менту ее появления просто не существовало того профессионального об-разца, на который, она могла бы ориентироваться. Этот образец склады-вался постепенно, как выстраданный результат самодеятельных творче-ских исканий. Характерно, что первые опыты теоретического и методиче-ского осмысления практических поисков в этой области также принадле-жат перу самодеятельных энтузиастов; некоторые из них выросли впо-следствии в профессионалов дискотеки. Серьезно обогатили ее творче-ский багаж профессионалы, работающие в близких по характеру сферах деятельности, прежде всего режиссеры. Одни как практики дискотеки (М.Копелев), другие и как педагоги-методисты-теоретики (В.Царев, Э.Рыжик), они ввели в оборот дискотечного дела знания, накопленные в других областях творческой деятельности задолго до рождения дискоте-ки.
Актуальность проблемы. В настоящее время социокультурная си-туация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметивших-ся в сфере духовной жизни утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, суще-ственным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культу-ры, в том числе и деятельности современных культурно-досуговых цен-тров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость посто-янного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, ме-тодов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Ор-ганизации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых уч-реждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежно-го досуга. Свободное время является одним из важных средств формиро-вания личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободно-го времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потреб-ностей и интересов конкретной личности молодого человека или социаль-ной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и со-зерцательную, производственную и игровую. Для значительной части мо-лодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлека-тельными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменения, но и уметь быст-ро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуго-вых занятий.
Совершенствование деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. Ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйст-венного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержа-ние деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.
Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего по-ложения к конструктивным решениям.
Степень разработанности проблемы. Интерес к проблемам моло-дежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной филосо-фии, социологии, психологии, педагогике.
Социально-философские проблемы молодежи как важной социаль-ной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С. Н. Икон-никовой, И. М. Ильинского, И. С. Кона, В. Т. Лисовского и др. Значитель-ный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г. А. Пруденский, Б. А. Трушин, В. Д. Петрушев, В. Н. Пименова, А. А. Гордон, Э. В. Соколов, И. В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по само-развитию и самореализации личности в сфере досуга (А. И. Беляева, А. С. Каргин, Т. И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г. М. Анд-реева, А. В. Петровский и др.).
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятель-ности значительный вклад внесли Ю. А. Стрельцов, А. Д. Жаркв, В. М. Чижиков, В. А. Ковшаров, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.
Исследования названных авторов имеют большое значение для со-вершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на ста-дии изучения.
Объект исследования молодежный досуг.
Предмет исследования деятельность культурно-досуговых цен-тров по организации молодежного досуга.
Цель выпускной квлификационной работы изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно-досуговых цен-тров и выработать практические рекомендации по его совершенствова-нию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи.
4. Определить пути совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации молодежного досуга.
Базой исследования дипломной работы является ООО «Культур-ный центр» города Переславля-Залесского.
Практическая значимость: изученные материалы по молодежному досугу могут быть использованы педагогами-организаторами в образова-тельных учреждениях, а также специалистами культурно-досуговых учре-ждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.
Методы исследования:
- теоретический анализ специальной литературы;
- изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1998. - С.137-303.
2. Бестужев Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984.
3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы М.: Просвещение, 1994-С.41-86.
4. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. Киев: Высшая школа, 1988-53с.
5. Воспитательная деятельность клубных учреждений. М: НИИ культры, 1983-С.3-62.
6. Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. М., 1997 - №12.- С.4-6.
7. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? М: Политиздат, 1989.-С.190-238.
8. Горбатова И. Создавать защитную среду // Встреча. М, 1996.-№ 3.-С.2-4.
9. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. М: Профиздат, 1980-С 5-27.
10. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитеческий об-зор. М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.-35с.
11. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. М., 1996.№ 7.-С.10-13.
12. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.
13. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. М.: Экономика, 1990.-107с.
14. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233.
15. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных усло-вия.- М.: НГИК, 1994.-32с.
16. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.: Просвещение, 1989.-С.217-233.
17. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. М.: Лениздат, 1987-167с.
18. Калинин И. Клубный клубок // Встреча. М., 1998-№6,№7.-С.13-15.
19. Калинин И. Клубные парадоксы // Встреча.- М., 1996.-№5.-С.19-21.
20. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных услови-ях: Учебное пособие. М.: МГУК, 1997-41с.
21. Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 1991-с.3.
22. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной дея-тельности: Учебное пособие. М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.
23. Клуб: Культура досуга. М.: Профиздат, 1987.-184с.
24. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просве-щение, 1972.-С.29-46.
25. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Цен-тры досуга. М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.
26. Константинова А.И. Игровой стретчинг. С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.
27. Краткий словарь по социологии / Под общей ред.Гвишиани Д.М. Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988-479с.
28. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизне-ный цикл развития человека: Учебное пособие. М.: ТЦ «Сфера» при уча-стии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400.
29. Культура досуга. Киев: Высшая школа, 1990.-С.92-108.
30. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.
31. Культура духовных запросов личности. Киев: Высшая школа, 1986-203с.
32. Культурная политика России / история и современность/.-М.: Мин-во культуры, 1988.-С.112-137.
33. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностиной активности. М.: Просвещение, 1976.-С.40-43.
34. Мосалев Б.Г. Досуг. М.: Изд-во МГУК, 1995.-85с.
35. Никифорова Е. Перестали работать на глазок. // Клуб. М., 1998.- № 10.-С.23-25.
36. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе пере-стройки: Автореф. дисканд.пед.наук / МГИК.-М., 1991.-16с.
37. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. М.: сов. Россия, 1987.-62с.
38. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. М., 1996.-№7.-С.10-13.
39. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. М.: МГИК, 1990.- С.92-108.
40. Программа социальных реформ в российской федерации на период 1996-2000 годов./ Российская газета, 12 марта, 1997.-С.2-3.
41. Развитие личности // коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий./ Под.ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова.-С.Пб.: Лениздат, 1987.-С.87.-88.
42. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. М.,1990, С.22-91.
43. Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб.науч.тр./ НИИ культуры. М., 1987.-144с.
44. Социология: Учебное пособие./ Под.ред.Тадевояна Э.В.-М.-Знание 1995.-С.141-163.
45. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс- М., №1 2002.- С105-110.
46. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. М.: Про-свещение , 1979.-С.27-74.
47. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие. М: Просвещение 1988.-С.31-41.
48. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М: Просвещение, 1984.-С.29-31.
49. Федеральная целевая программа Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации на 1997-1999 годы / Российская газета. 1997., 27 июля.-С.2-3.
50. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.-С.230-235.
51. Чуть-чуть полюбить (о работе центра социально-психологической реаби-литации Трудных подростков).// Клуб .- М., 1998.-№ 10.-С.25-27.