8 800 333-82-99 звонок бесплатный для России
+7 495 137-59-72 городской
(Нет отзывов)
39 страниц
2019-08-12
Новая

Роль и значение невербального общения в профессиональной деятельности современного специалиста социальной сферы.

В наличии
1640 ₽

Введение

Как известно, наша речь это только малая часть того, что включается в понятие «языка». Существует множество языков, например, таких как язык глухонемых, нотная грамота, запись математических формул, жесты спортивного судьи и т.д.
В последнее время, на фоне опосредованного обмена информацией (телефон, пейджер, Интернет и т.д.) все большее значение приобретает непосредственное общение между людьми. При этом, от деловых контактов до семейных отношений, мы, как правило, пользуемся небольшим набором привычных слов. Все же многообразие нюансов общения проявляется в мимике, жесте, позе, т.е. во внеречевом компоненте взаимодействия людей. То, благодаря чему мы при непосредственном общении понимаем друг друга без слов, называют языком невербального (т.е. бессловесного, внеречевого) общения. Выяснилось, что он содержит значительно больше информации по сравнению с вербальным.
Особое место невербальное общение занимает в деятельности работников социальной сферы. Нередко социальные работники сталкиваются с такими случаями, когда невербальное общение является едва ли не единственным видом общения между ним и клиентом.
Целью данной работы является: исследовать использование невербальных средств общения в деятельности социального педагога. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: рассмотреть использование средств невербального общения в деятельности социального педагога с различными категориями населения; проанализировать средства невербального общения конкретного социального педагога; разработать рекомендации по овладению средствами невербального общения для социального педагога.




1 Основы работы специалиста социальной сферы и роль невербального общения в ней

1 1 Понятие, сущность и история развития социальной работы

До сих пор в науке нет единства мнений по вопросу понятия социальной работы. Ясно одно: суть социальной работы не сводима к пониманию её только как одного из видов помощи или к части социальной системы всего общественного устройства, или же к теоретическим исследованиям специфики оказываемой помощи и способам её организации.
Социальная работа это сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебный предмет. В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития . Это предельно широкое толкование социальной работы.
Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.
В основе социальной работы профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Самые первые формы социальной помощи милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.).
Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл . Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.
Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).
На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого вида, который можно было наблюдать в конце прошлого века. Сегодня эта профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.
Время становления теоретических основ социальной работы конец XIX нач. XX вв. В условиях массового «девиантно-революционного поведения» (П.А. Сорокин) актуальным становится поиск механизмов социального маневрирования через принятие социального законодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики .
Собственно-научные причины связаны с процессами саморазвития теоретического знания в это время. Эволюция теории социальной работы определяется, с одной стороны процессами дифференциации, свойственными науке на рубеже XIX и XX вв.: в этот период психология, социология, психотерапия оформляются как самостоятельные научные отрасли, в философии актуализируются социальные проблемы, усложняется педагогическое знание (в нем появляется теория воспитания, социальная педагогика и т. д.). С другой стороны в это время формируется комплекс проблем, которые невозможно объяснить и проанализировать в рамках какой-то одной существующей научной дисциплины: например, социальная помощь мигрантам и т. п. Все это способствует выделению самостоятельного объекта и предмета исследования новой отрасли научного знания теории социальной работы.
Для современной теории социальной работы характерен интегративный и междисциплинарный подход. Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идёт в трёх направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди родственных социальных дисциплин: философии, истории, политологии, социальной психологии, культурологии и т. д. Во-вторых, ведётся поиск собственно теоретического обоснования социальной работы как специфического объекта исследования, и, наконец, в-третьих, выявляется взаимодействие последней с другими науками о человеке и обществе.

Содержание

Введение.3
1 Основы работы специалиста социальной сферы и роль
невербального общения в ней
1 1 Понятие, сущность и история развития социальной работы..4
1.2 Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе...7
1.3 Особенности невербального общения, применяемого
в деятельности работника социальной сферы на примере общения
с людьми с ограниченными способностями..9
1.4 Общая модель индивидуальной работы со случаем в
деятельности социального работника15
2. Исследование роли невербального общения в
деятельности социального педагога
2.1Эмпирическое исследование применения средств
невербального общения в деятельности социального педагога..23
2.2 Использование средств невербального общения в
деятельности социального педагога с различными
категориями населения29
2.3. Рекомендации по овладению средствами невербального
Общения32
Заключение39
Список использованной литературы.......40
Список использованной литературы

1. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. М., 2000.
2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 2003.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001.
4. Вдовина М. В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 63-68.
5. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. СПб., 2001.
6. Вотчин И.С. Невербальное поведение. М., 2002.
7. Методика и технология работы социального педагога/Под ред. Галагузовой М.А. М., 2002.
8. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Козлов. М.: КНОРУС, 2005. 368 с.
9. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2002.
10. Теория и практика социальной педагогики. М., 2003.
11. Третьякова, В. Коммуникативные модели работы социального педагога / В. Третьякова // Социальная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 85-96.
12. Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой.- М.: ИНФРА-М,2001.-400с.
13. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 432 с.
14. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие.- 3-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-668с.
15. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2001.
Заказ №49490
Похожие курсовая работа по предмету психология