Введение Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации: развитие сенсорных навыков младшего дошкольника, развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса; развитие художественно - графических умений и навыков; развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия; развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев; Из всего этого вытекает гипотеза: сенсорному развитию дошкольников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации. Цель исследования - изучить сенсорное развитие младшего дошкольника на занятиях по аппликации с использованием нетрадиционных технологий. Для анализа выдвинутой гипотезы были разработаны задачи: 1) Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике. 2) Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации. 3) Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации. 4) Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста. Объектом исследования являются дети младшего дошкольного возраста, их художественно - творческая деятельность. Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий аппликацией в младшем дошкольном возрасте, сенсорное развитие детей
Введение………………………………………………………………………...3 1. Проблемы сенсорного развития дошкольника в современной психолого-педагогической литературе……………………………………………….5 1.1.Сущность сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе……………………………………5 1.2. Формирование сенсорных эталонов у детей…………………………..15 1.3. Аппликация как вид декоративного прикладного искусства и способ формирования сенсорных эталонов………………………………………...24 2. Эксперимент исследования сенсорного развития ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………..34 2.1. Диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..34 2.2. Разработка и практическая реализация комплекса занятий для детей дошкольного возраста………………………………………………………..36 2.3. Повторная диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………...44 Заключение………………………………………………………………….....47 Список литературы………………………………………………………...….49 Приложение……………………………………………………………...…….51
1) Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. 2004. – (Модернизация общего образования). 2) Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969 3) Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. 1988. 4) Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М., 1997. 5) Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.,1998. 6) Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: 1999. 7) Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович М., 1996. 8) Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников . М., 1980. 9) Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М, 2001. 10) Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д:, 2002. 11) Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Русскова) - М., 1986. 12) Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. – 2002. - № 5 (9). 13) Пилюгина Э. Г. К вопросу о ранних явлениях сенсорной сензити младенческом возрасте. — В кн.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976. 14) Программа воспитания и обучения «Радуга». / Под ред. Дороновой Т.Н. - М. 1993. 15) Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М, 2005. – (серия «Вместе с детьми»). 16) Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 2005. 17) Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М., 2001. 18) Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника .— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965 19) Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакции у детей, М., 1977 20) Художественно–эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград, 2005. 21) Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М, 2002.