1. Концептуализация культурного многообразия и проблема типологии культур Современная наука относит качало процесса, в резуль¬тате которого на Земле появился человек современного типа, к весьма отдаленным временам (примерно 2,5—1,7 млн лет назад). Около 40 тыс. лет назад этот процесс, как и станов¬ление, складывание человеческого общества и культуры, подошли к своему завершению. Антропогенез (возникно¬вение человека), социогенез (возникновение общества) и культурогенез (возникновение культуры), являясь тремя сторонами единого процесса, стоят у истоков истории че¬ловечества. Долгое время исторический процесс развития человека, общества и культуры протекал локальным обра¬зом — отдельными, независимыми друг от друга и часто прерывавшимися «нитями». Это было характерно в особен¬ности для архаической и первобытной эпохи в развитии человеческой культуры. Примерно 5 тыс. лет назад среди огромного моря первобытных обществ и архаических куль¬тур появляются первые общества-цивилизации. В послед¬ние века до н. э. и первые века н. э. они образуют уже поч¬ти сплошную зону древних цивилизаций, простирающую¬ся от Атлантического океана на Западе (Римская империя) до Тихого океана на Востоке (империя Хань в Китае). В средние века эта зона значительно расширяется (прежде всего за счет Западной и Восточной Европы). В новое вре¬мя — после великих географических открытий, в результа¬те промышленной и, особенно, научно-технической рево¬люции — земной шар превращается в общее место дейст¬вия людей самых разных обществ и культур. Современная культура — важная составная часть современного глобаль¬ного мира. Таковы самые общие внешние условия и рамки сущес¬твования и развития человеческой культуры. Но есть у куль¬туры и определенные внутренние рамки и условия сущес¬твования, определяющие ее специфику в различных обществах и цивилизациях и на разных ступенях и этапах разви¬тия. Говоря об исторической типологии культуры, будем иметь в виду и постараемся представить более конкретно именно эту ее специфику и своеобразие. Впервые представление о существовании определенных и самостоятельных «культурно-исторических типов» было предложено русским мыслителем XIX в. Н. Я. Данилев¬ским Однако, строго говоря, широкое распространение типологические представления о культуре получили лишь в XX в., особен¬но после второй мировой войны. До этого и наряду с этим господствовали иные представления об историческом свое¬образии культуры у разных народов и на разных этапах об-щественного развития. Со времени эпохи Просвещения и вплоть до первой ми¬ровой войны в Западной Европе, Северной Америке и в Рос¬сии господствующим было умонастроение, связанное с ве¬рой в возможности человеческого разума и поступательно¬го, прогрессивного развития общества и цивилизации. По-этому и в развитии человеческой культуры мыслители этой эпохи стремились увидеть и выделить основные этапы ее прогресса.
1. Концептуализация культурного многообразия и проблема типологии культур 2. Проблема самосознания европейской культуры (прогресс, европоцентризм, колониализм, модернизация) Литература
1.Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: В 3 т. – СПБ., 2007. – 568 с. 2. Гуревич. П. С. Культурология: курс лекций. – М.: Проект, 2003. – 336 с. 3.Кравченко А.И. Культуралогия: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 496с. 4.Культурология: Учебник/ Под ред. Н. Г. Багдаларьян. – М.: Высш. шк., 2004. – 709 с. 5. Культурология: Учебник/под ред. Г. В. Дрога. – Ростов на Дону, 2000. – 576 с. 6. Мировая художественная культура/под ред. А. П. Садохина. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 559 с. 7.Чернокозов А.И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов – на – Дону, «Феникс», 2006. – 480 с. 8.Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. Серия «Учебники, Учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 288 с.