Среди задач математической подготовки дошкольников на современном этапе выделяется потребность в формировании не только определенных математических понятий и представлений, но и развитие логико-математических понятий. Поэтому решающее значение для интенсивности новообразований дошкольного возраста имеет математика. Без комплексной и профессиональной математической подготовки невозможны те качественные изменения, которые необходимы для перехода в систему школьного обучения. Теория и методика математического обучения дошкольников, равно как и младших школьников, является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. Первоначально она существовала в рамках дошкольной педагогики, но накопив значительный эмпирический опыт, а также достаточно большой объем научной информации, постепенно превратилась в самостоятельную отрасль знаний.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО МАТЕМАТИКЕ В ДОУ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СО ШКОЛОЙ.................................................................................................................7 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.....................................................................................................................7 1.2 Преемственность в работе ДОУ и начальной школы..................................14 1.3 Особенности организации работы с детьми по математике в ДОУ в старшей группе......................................................................................................20 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО МАТЕМАТИКЕ В ДОУ............31 2.1 Организация и ход экспериментального исследования...............................31 2.2 Анализ результатов экспериментальной работы.........................................39 2.3 Рекомендации по проведению занятий по математике в старшей группе ДОУ.........................................................................................................................42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................52
1. Аверин В.А., Дандарова Ж.К. Психология человека от рождения к смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость / В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 411 с. 2. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н.А. Арапова-Пискарева. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 96 с. 3. Аюева И. Воспитай личность! // «Дошкольное воспитание». – 2013. – № 2. – С. 8-14. 4. Баглаев Н.И. Современные подходы к математическому развития дошкольников / Н.И. Баглаев // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 5-7. 5. Безручко Л.В. Развитие и изучение мыслительной деятельности на уроках математики [Текст] / Л.В. Безручко. // Начальная школа. – №8. – 2015. – С. 50-53. 6. Безруких М.М. Как готовить ребенка к школе: методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений, родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. – Тула: Арктоус, 2011. – 97 с. 7. Белякова Н. В.. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Н.В. Белякова; Ом. гос. пед. ун-т. – Томск, 2013. – 23 с. 8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.:Наука, 2011. – 414 с. 9. Бойченко Т.С. Интересные игры и задания по математике // Начальная. школа. – 2014. – № 4. –С. 23-24. 10. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л.Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 476 с. 11. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. – 2013. – №9. – С. 5-10. 12. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис- Пресс, 2013. – 208 с. 13. Волошина В.С. Готовим ребенка к учебе в школе // Родная школа. – 2014. – № 6. – С. 49-53. 14. Готовность к школе: руководство практ. психолога: Метод. пособие для дет. практ. психологов учреждений образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Наука: Academia, 2013. – 119 с. 15. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. Давыдова В.В., Репкина В.В. – Томск, 2015. – 258 с. 16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е издание, переработ. и дополн. / Н.И. Гуткина. – СПб..:Питер, 2014. – 208 с. 17. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2014. – 480 с. 18. Дошкольник изучает математику. Как и где?/ Сост. Т.И. Ерофеева. – М.: Издательский дом «Воспитание школьника», 2012. – 287 с. 19. Елжова Н.В. Три кита дошкольного образования: Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ / Н.В. Елжова. – Ростов-на Дону: Феникс, 2014. – 387 с. 20. Ерофеева Т.И. В кругу друзей математики для детей 3-4 лет: тетрадь для индивид. работы с детьми 3-4 лет / Т.И. Ерофеева. – М.: Наука, 2013. – 490 с. 21. Зайцева Л.И. Математическая компетентность: дифференцированный подход / Л.И. Зайцева // Палитра педагога. – 2014. – № 2. – С. 16-17. 22. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности / Авт.-сост. Л.П. Пяткова. – Волгоград : Учитель, 2013. – 392 с. 23. Козловая С.А., Куликовая Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козловая, Т.А. Куликовая. – М.: Академия, 2014. – 270 с. 24. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие / О.Б. Конева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2014. – 32 с. 25. Кононко А.Л. Психологические основы личностного становления дошкольника (Системный подход) / А.Л. Кононко. – К.: Стилос, 2014. – 336 с. 26. Кочурова Е.Е. Преемственность методик обучения математике младших школьников и дошкольников. – М .: Педагогика, 2012. – 175 с. 27. Кудрявцев В.Т. Дошкольное и начальное образование – единый мир / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное образование. – 2014. – № 8. – С. 18-25. 28. Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова.– Изд.3-е. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 244 с. 29. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра / И.И. Мамайчук. – СПб.: Питер, 2014. – 426 с. 30. Метлина Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 2014. – 246 с. 31. Новикова В.П. Математика в детском саду: конспекты занятий с детьми 4-5 лет / В.П. Новикова. – М.: Педагогика, 2012. – 376 с. 32. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений / Е.А. Носова. – М.: Педагогика, 2012. – 235 с. 33. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. – М.: МГУ, 2012. – 289 с. 34. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос. / А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. – М.: Академия, 2014. – 390 с. 35. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 2012. – 590 с. 36. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 336 с. 37. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька…Практический курс математики для дошкольников: метод. рекомендации / Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М.: Педагогика, 2015. – 381 с. 38. Плетеницкий Л.С. Логико-математическое развитие дошкольников / Л.С. Плетеницкий, К.Л. Крутий. – М.: Педагогика, 2012. – 156 с. 39. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе / И.А. Помораева. – М.: Мозаика- Синтез, 2013. – 483 с. 40. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. А.А.Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2015. – 585 с. 41. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность / Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. . – М.: Академия, 2013. – 208 с. 42. Скоролупова О.А., Федина Н.С. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. – 2013. – №8. – С. 17-21. 43. Стадненко Н.М., Илляшенко Т.К., Обуховская А.Т. Формирования умственных действий в процессе подготовки ребенка к учебе в школе // Начальная школа. – 2015. – №9. – С. 58-61. 44. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений/ Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. – СПб: «Дельта», 2014. – 433 с. 45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Изд. центр “Академия”, 2012. – 336 с. 46. Формирование математических представлений. Конспекты занятий в старшей группе/ Авторы составители Е.А. Казанцева, И.В. Померанцева, Т.А. Трепак. – Волгоград: Учитель, 2014. – 303 с. 47. Шашкина А.А. Занятия по математике с использованием сказочных сюжетов. Конспекты для средней, старшей и подг. гр.) // Ребенок в детском саду. – 2014. – №3. – С. 29-35. 48. Щербакова А.И. Методика обучения математике в детском саду / А.И. Щербакова. – М.: Педагогика, 2015. – 453 с.