(Нет отзывов)
45 страниц
2019-07-20

Особенности мотивационно-эмоциональной сферы виктимных мальчиков-подростков в образовательной среде колледжа

В наличии
1640 ₽

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВИКТИМНЫХ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИИ 1.1 К понятиям «потребности» «мотив», «мотивация» в психологии Проблема соотношения понятий мотивации, мотивов, потребностей – одна из основных в педагогической психологии. С научной точки зрения, изучение любого явления нуждается, прежде всего, в четком понятийном определении. Относительно мотива, мотивации и потребности это обязательно необходимо сделать, потому что эти термины все чаще используются в работах отечественных и зарубежных ученых. Как известно, со становлением психологии как самостоятельной науки, начинают образовываться разные направления и школы, что отразилось на толковании психологических феноменов, механизмов, особенностей психики человека. Разрабатываются, в частности, теории мотивации, интереса, нужд и стимулов. Затем создаются концептуальные модели мотивации в пределах интроспективной психологии (У. Джеймс), бихевиоризма (Дж. Уотсон, К. Халл), психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг). Можно выделить два основных направления понимания содержания понятия мотивации. Некоторые психологические теории (необихевиоризм, психоанализ) при решении проблемы движущих сил поведения человека развивают гомеостатическую модель функционирования психического. Согласно ей, личность хочет уменьшить напряжение, уравновесить свое взаимодействие с социальной средой, смягчить «вечный конфликт» между индивидом и обществом. При этом, по мнению украинских психологов А. Киричука и В. Роменца, естественное в человеке понимается как сосредоточенное на личном «Я», эгоцентрическое, не подчиненное сознанием социализованной личности. Устранение этого напряжения, воспроизведение уравновешенного состояния – цель поведения человека [7, с. 239]. Теории другого направления (неофрейдизм) предлагают модель беспрерывного развития и усовершенствования личности, которая и является основой побудительных причин ее поведения. Основными нуждами (мотивами) полагают физиологические потребности, потребности в безопасности и защите, любви, уважении, самореализации. В отличие от теории гомеостаза, здесь обосновывается тезис, согласно которому характерной особенностью поведения и действия личности является поиск постоянного напряжения – не физиологического, а морального характера. Дальше попробуем детальнее раскрыть содержание отдельных теорий мотивации, которые принадлежат к тому или другому из названных направлений. Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон называет две формы поведения человека – внешнюю и внутреннюю. Они связаны между собой стимулом и ответом на определенный стимул. Формула «стимул – реакция», по мнению бихевиористов, объясняет все формы действия и поведения человека в окружающей среде. Стимул, как внешний раздражитель, активизирует внутреннюю энергию организма и тем вызывает соответствующую реакцию на конкретный раздражитель. В необихевиористских концепциях возникновения новых потребностей – драйвов рассматривается как результат объединения стимула с удовлетворением органических нужд человека. При этом вторичные потребности становятся внешней оболочкой первичных, органических. У. Мак-Даугалл, обосновываясь на положении о прирожденном характере мотивации человека, опирался на учение о прирожденных инстинктах. По его мнению, основой мотивов поведения являются «основные инстинкты», которые одинаково присущи как животным, так и человеку. Главными характеристиками инстинкта является импульсивность и врожденность, а понятие об «энергии инстинкта» является базовым для понимания механизмов развертывания мотивированного действия [7, с. 239]. Теория оптимальной активации (Е. Даффи, Д. Хебб) была создана в 1950-х годах. Она базируется преимущественно на законе Йеркса – Додсона. Согласно с ней, организм человека хочет поддерживать «оптимальный уровень активации», что позволяет ему функционировать эффективнее. Некоторые люди нуждаются в более сильном притоке стимулов, чем другие, которые способны выдерживать их лишь в ограниченном количестве. Потребность личности в стимулах меняется и в зависимости от психического состояния человека [7, с. 240]. Но эта проблема нуждается в дополнительном изучении. Социальные основы теории интереса рассматривало много философов и социологов. Среди них, в частности, А. Айзикович, Г. Крюк, Г. Глезерман, М. Заозеров, А. Здравомыслов, Г. Карамышев, В. Нестеров. Еще в прошлом столетии многие психологи определяли мотив как побудительное действие. Однако это понятие не было достаточно исследованным, и потому, в частности, мотивом начали считать любую причину, которая вызывает побуждение, а не само побуждение. Размежевание мотивационных и немотивационных причин, то есть побуждения и стимула, целесообразно осуществлять с помощью механизма соответствующих реакций человека. Как писал С. Рубинштейн, «мотивация должна определяться не только и не столько физиологической реакцией, сколько психологической, связанной с осознанием стимула и предоставлением ему того или иного значения, после чего только у человека появится желание и осознание необходимости реагировать на стимул определенным образом, определяется цель и появляется стимул для ее достижения. Итак, стимул вызывает действие не прямо, а опосредованно, через мотив: стимул – побудитель мотива, а побудителем действия или поступка становится внутреннее осознание побуждения, воспринятое многими психологами как мотив» [2, с. 51]. Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: оно обозначает систему факторов, которые детерминируют поведение (сюда входят, в частности, нужды, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и обосновано), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, которые объясняют поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивационного объяснения требуют такие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и постоянство, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, настройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат избирательность, эмоционально-специфическая окраска.

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВИКТИМНЫХ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИИ 6 1.1 К понятиям «потребности» «мотив», «мотивация» в психологии 6 1.2. Эмоциональная сфера личности. Астеничность, 13 стеничность эмоций 13 1.3. Образовательная среда колледжа. Влияние образовательной среды колледжа на мотивационно-эмоциональную сферу виктимных мальчиков-подростков 16 1.4 Психологические особенности виктимных мальчиков-подростков 20 Выводы по главе 1 24 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВИКТИМНЫХ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА 26 2.1. Методики и организация эмпирического исследования особенностей мотивационно-эмоциональной сферы мальчиков-подростков 26 2.2. Исследование мотивационно-эмоциональной сферы виктимных мальчиков-подростков 27 2.3. Рекомендации по оптимизации образовательной среды колледжа для гармоничного развития мотивационно-эмоциональной сферы личности виктимного мальчика-подростка 33 Выводы по главе 2 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39 ПРИЛОЖЕНИЯ 41

1. Аккумулятор для мозга: Шарон Промислов — Москва, Попурри, 2010 г.- 240 с. 2. Биологический и искусственный разум. Часть 1. Сознание, мышление и эмоции: Г. Н. Рапопорт, А. Г. Герц — Москва, Либроком, 2011 г.- 184 с. 3. Биологический и искусственный разум. Часть 2. Модели сознания. Может ли робот любить, страдать и иметь другие эмоции?: Г. Н. Рапопорт, А. Г. Герц — Санкт-Петербург, Либроком, 2011 г.- 296 с. 4. Выбирай настроение на свое усмотрение. Управлять эмоциями - легко!: Гари Д. Маккей, Дон Динкмейер — Санкт-Петербург, Феникс, 2007 г.- 336 с. 4. Выражайте свои желания. 365 способов сделать свою мечту реальностью: Эстер и Джерри Хикс — Москва, ИГ "Весь", 2009 г.- 384 с. 5. Глубокие эмоции. Глубинное исцеление: Энди Берней-Роман — Санкт-Петербург, Будущее Земли, 2007 г.- 320 с. 6. Грачев И.В. Половые различия последствий насилия над детьми в онтогенезе / И.В. Грачев // Дети России: насилие и защита: Материалы Всерос. научно-практ. конф. (1-3 окт., 2007). - М., 2007. -С. 21-22. 7. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств / С.В.Ильина // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. - С. 65-74. 8. Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. - СПб., 2009. - 890 с. 9. Кон И.С. Ребенок и общество: (историко-этнографическая перспектива). - М.: Наука, 1988. - 163 с. 10. Конышева Л.П. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния несовершеннолетних жертв изнасилования: Автореф. дис. ... канд. ю. наук. - М., 2008. - 21 с. 11. Куган Б.А., Поварницына В.А. Психологические причины формирования виктимного поведения у изнасилованных несовершеннолетних//Дети России: насилие и защита. - М., 2007. - С. 49. 12. Курск Н.С. Взаимосвязь жестокого обращения родителей с детьми, эмоциональные экспрессии в обращении между ними и употреблением психоактивных веществ в подростковом возрасте // Дети России: насилие и защита. - М., 2008. - С. 50. 13. Морозова Н.Б. Психические отклонения у жертв сексуального насилия // Дети России: насилие и защита. - М., 1997. - С. 81. 14. Психологическая диагностика посттравматических стрессовых состояний: Учебно-методическое пособие. - Харьков, 2008.- 66 с. 15. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб.: Питер, 2010. - 656 с. 16. Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. - Л.: Юрист, 1975. -210 с. 17. Ткаченко А.А., Догадина М.А. Некоторые особенности сексуального развития жертв сексуального насилия // Дети России: насилие и защита: Материалы Всерос. научно-практ. конф. (1-3 окт., 2007). - М., 2007. - С. 16-17.

Список курсовых работ по предмету психология