Задание 6. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1 Среди нарушителей есть подростки
6.2 компьютеризация в промышленно развитых странах породила новые виды преступлений
6.3 Причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны не является преступлением
6.4 Ничто человеческое мне не чуждо
6.5 Инспектор предъявил водителю автомашины обвинение в нарушении правил дорожного движения
Задание 7. Установите вид сложного суждения, составьте его символическую запись
7.1 Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисправны тормоза
7.2 Виды трудового договора предусматривают зачисление работника или на неопределенный срок, или на определенный срок не более трех лет, или на время выполнения определенной работы
7.3 Основаниями для прекращения землепользования являются или отпадение надобности в пользовании земельным участком, или добровольный отказ от правопользования, или истечение срока, на который он был предоставлен
7.4 Если лица умышленно уничтожают, разрушают, портят памятники культуры, охраняемые государством, то они привлекаются к уголовной ответственности
Задание 8. Определите вид умозаключения, если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1 Некоторые убийства не раскрываемы, следовательно неверно, что все убийства раскрываемы
8.2 Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем
8.3 Все законы носят объективный характер. Конституция РФ – закон. Следовательно, она носит объективный характер
8.4 В правильном силлогизме должны соблюдаться правила фигур. В данном силлогизме правила фигур не соблюдаются. Следовательно, данный силлогизм неправильный
8.5 Лица, занимающиеся изготовлением и сбытом наркотиков, совершают преступление. Гражданин К. изготовлением и сбытом наркотиков не занимался. Следовательно…
8.6 Лица, виновные в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей, привлекаются к уголовной ответственности по статье 319 УК РФ. Гражданин Н. привлекается к уголовной ответственности именно по этой статье. Значит…
8.7 Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. Приговор суда по делу гражданина Р. является обвинительным. Следовательно…
8.8 Если преступление совершил Борис, то он должен знать, с помощью какого оружия это сделано. Однако Борис не знает, какое оружие использовано при совершении преступления. Значит, он не мог его совершить.
8.9 Митрофанушка рассуждал весьма просто: если к предмету прикладываются, то этот предмет – прилагательное. Если предмет не имеет приложения, тогда это существительное. И так как о каждом предмете достаточно легко было сказать «прикладываются» к нему или же нет, то всегда просто было отнести его к прилагательным или существительным
Задание 9. Проверьте с помощью табличного метода правильность следующих умозаключений
9.1
р ( q r)
____________
(p & q) r
9.2
р q r
____________
(p r) & (q r)
Логика, вариант 5
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
1.1. Злонамеренность
1.2. криминальная среда
Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:
2.1 аудитор
2.2 треугольник
Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
3.1. следователь, прокурор, мастер спорта, женщина, орденоносец
3.2. огнестрельное оружие, оружие, орудие преступления, орудие
3.3. столица, большой город, город, населенный пункт
3.4. спутник планеты, естественный спутник, спутник Земли, спутник Юпитера, Юпитер
3.5. населенный пункт, город, город на Волге, столица
Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:
4.1. Россия
4.2 сделка
Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление, расчленение на части или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основания деления, а в примере определения укажите вид определения, проведите анализ определения через род и видовое отличие) Определите, является ли операция правильной, если нет, укажите какие правила нарушены.
5.1 Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг
5.2 Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения
5.3 Конституцией называется свод законов, являющихся основными в конкретном обществе
5.4 Законопослушный гражданин – человек, не уличенный в совершении противоправных действий
Задание 6. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1 Среди нарушителей есть подростки
6.2 компьютеризация в промышленно развитых странах породила новые виды преступлений
6.3 Причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны не является преступлением
6.4 Ничто человеческое мне не чуждо
6.5 Инспектор предъявил водителю автомашины обвинение в нарушении правил дорожного движения
Задание 7. Установите вид сложного суждения, составьте его символическую запись
7.1 Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисправны тормоза
7.2 Виды трудового договора предусматривают зачисление работника или на неопределенный срок, или на определенный срок не более трех лет, или на время выполнения определенной работы
7.3 Основаниями для прекращения землепользования являются или отпадение надобности в пользовании земельным участком, или добровольный отказ от правопользования, или истечение срока, на который он был предоставлен
7.4 Если лица умышленно уничтожают, разрушают, портят памятники культуры, охраняемые государством, то они привлекаются к уголовной ответственности
Задание 8. Определите вид умозаключения, если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1 Некоторые убийства не раскрываемы, следовательно неверно, что все убийства раскрываемы
8.2 Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем
8.3 Все законы носят объективный характер. Конституция РФ – закон. Следовательно, она носит объективный характер
8.4 В правильном силлогизме должны соблюдаться правила фигур. В данном силлогизме правила фигур не соблюдаются. Следовательно, данный силлогизм неправильный
8.5 Лица, занимающиеся изготовлением и сбытом наркотиков, совершают преступление. Гражданин К. изготовлением и сбытом наркотиков не занимался. Следовательно…
8.6 Лица, виновные в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей, привлекаются к уголовной ответственности по статье 319 УК РФ. Гражданин Н. привлекается к уголовной ответственности именно по этой статье. Значит…
8.7 Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. Приговор суда по делу гражданина Р. является обвинительным. Следовательно…
8.8 Если преступление совершил Борис, то он должен знать, с помощью какого оружия это сделано. Однако Борис не знает, какое оружие использовано при совершении преступления. Значит, он не мог его совершить.
8.9 Митрофанушка рассуждал весьма просто: если к предмету прикладываются, то этот предмет – прилагательное. Если предмет не имеет приложения, тогда это существительное. И так как о каждом предмете достаточно легко было сказать «прикладываются» к нему или же нет, то всегда просто было отнести его к прилагательным или существительным
Задание 9. Проверьте с помощью табличного метода правильность следующих умозаключений
9.1
р ( q r)
____________
(p & q) r
9.2
р q r
____________
(p r) & (q r)
Список литературы
1. Гетманова А.Д. Учебник по логике.- М., 2003 – 304 с.
2. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. – М.: Дело, 2004. – 264 с.
3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М, 1998.
4. Кузьмин А.В., Очиров Д.Э. Логика. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. – 72 с.