Введение
В новом Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) детально регламентируется компетенция субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в Особенной части Кодекса.
С учетом происшедших преобразований в экономике и структуре федеральных надзорных органов заметно изменился круг органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В КоАП РФ впервые включены в качестве органов, наделенных правом рассматривать дела о соответствующих правонарушениях, органы, осуществляющие государственный контроль в сфере информации и информатизации, органы, осуществляющие охрану государственных природных заповедников и национальных природных парков, органы, осуществляющие государственный контроль о карантину растений, а также за фитосанитарной обстановкой, по контролю за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, органы по земельным ресурсам и землепользованию, органы государственного энергетического надзора, другие органы.
В настоящее время отсутствует единая система органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, а имеются отдельные структуры, не связанные между собой одним руководящим или координационным центром. В результате проведения административной реформы (20042005 гг.) структура федеральных органов исполнительной власти претерпела значительные изменения, были приняты нормативные акты, которые устанавливали общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов. В связи с этим на сегодняшний день остается актуальной необходимость теоретического и практического рассмотрения правового статуса органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Цели и задачи исследования. В рамках данного исследования основной целью является проведение анализа правового статуса органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- провести теоретический анализа понятия субъект административного права;
- рассмотреть правовой статус органов исполнительной власти как субъектов административного права;
- на основе норм действующего административного законодательства провести общий анализ правового статуса органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Объектом исследования является правовой статус органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
Предмет исследования - общественные отношения, возникающие в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.
Данная работа в значительной степени базируется на теоретических выводах ранее проведенных правовых исследований. Прежде всего, в ее основу положены резуьтаты научных трудов таких известных отечественных специалистов в области административного права, как А.Б. Агапов, С.С. Алексеев, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельский, С.Н. Братусь, Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, М.В. Карасева, Ю.М. Козлов, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, И.И. Кучеров, Г.В. Петрова, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов, Н.И. Химичева, В.В. Черников.
Методологическую основу исследования составляют традиционные методы материалистической диалектики, исторический, формально-логический и сравнительно-правовой и др. Методика исследования включает также совокупность общепринятых научных приемов, используемых при написании диссертационных исследований. В качестве таковых, например, использованы познание, метод системного анализа, правового моделирования и прогнозирования. В работе также использованы различные специальные юридические категории.
Нормативную базу исследования в своей основе составляет законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действующим законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях всего помимо судей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав предусмотрено 60 федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В рамках курсовой работы невозможно рассмотрение правового статуса каждого из этих органов. Более детально рассмотрен правовой статус лишь органов внутренних дел, потому что данными органами рассматриваются наибольшее количество всех дел об административных правонарушениях.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Содержание
Введение...3
1. Правовой статус субъектов административного права: теоретический
аспект...6
1.1. Понятие субъекта административного права...6
1.2 Правовой статус органов исполнительной власти как субъектов
административного права.12
2. Правовой статус органов и должностных лиц, уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях.....22
2.1. Органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об
административных правонарушениях.22
2.2 Правовой статус органов внутренних дел.....28
Заключение.33
Список использованных источников...36
Список использованных источников
Литература:
1. Алехин А., Кармолицкий А., Козлов Ю. Административное право РФ: Учебник. М. 2006. 451 с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. М. 2008. 817 с.
3. Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского право. - 2000. - № 9. - С. 617.
4. Белъский К.С. О системе административного права // Государство и право. - 1998. - №3. - С. 5
5. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА, 2004.-662 с.
6. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. М. 2008. 564 с.
7. Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства Российской Федерации // Государство и право. - 2007. - № 11. - С. 512.
8. Князев С.Д. Конституция Российской Федерации и современное российское административное право // Журнал российского права. 2001. - № 10. С.23.
9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2007. 580с.
10. Кононов П.И., Машаров И.М. К вопросу о правовых формах административной деятельности // Журнал российского права. 2004. - № 5. С.11.
11. Кононов П.И. Современное состояние и вопросы кодификации административно-процессуального законодательства // Журнал российского права. 2005. № 7. С.14.
12. Коренев А.П. Административное право России. Учебник в трех частях. Часть1. - М.: МЮИ МВД России, 2006. 380с.
13. Красильников Т.С. История становления и современное состояние исполнительной власти в России. - М.: Новая Правовая культура, 2005. 154с.
14. Манохин В.Н., Адушкин В.С., Багишаев З.А. Российское административное право. - М.: Инфра-М, 2004. 280с.
15. Мельникова В.И. Административно-процессуальные нормы: общий обзор // Журнал российского права. 2005. - № 3. С.9.
16. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. - М.: Юристъ, 2006. 359с.
17. Павловский А.И. Институты административного права России. - М.: Право, 2004. 370с.
18. Сагадеев Р. Р. О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях //Правосудие в Поволжье. 2003. - № 1. С 23-25.
19. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2004. 345 с.
20. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. - М.: Инфра-М, 2003. - 475с.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93)// Собрание законодательства РФ. 2009. - №4. - Ст. 445.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. ).// Собрание законодательства РФ.- 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Закон РФ от 18 апреля 1991г. № 1026-1 (ред. от 26.12.2008) «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. - № 16. - Ст. 503.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 30 и 36 Закона Российской Федерации «О милиции» // Собрание законодательства РФ. 2001. - № 1 (ч. I). - Ст. 2.
5. Федеральный закон от 30 июня 2003г. № 86-ФЗ (ред. от 26.12.2008) «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»// Собрание законодательства Р. 2003. - № 27 (ч. I). - Ст. 2700.
6. Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ (ред. от 05.04.2009) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -1999. - № 42. - Ст. 5005.
7. Указ Президента РФ от 11марат 2003г. № 306 (ред. от 09.03.2004) «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2003. - № 12. - Ст. 1099.
8. Указ Президента РФ от 09 марта 2004г. № 314 (ред. от 25.12.2008, с изм. от 22.06.2009) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ. 2004. - №11. - Ст. 945.
9. Указ Президента РФ от 20 мая 2004г. № 649 (ред. от 25.12.2008) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ.-.2004. - №21. - Ст. 2023.
10. Указ Президента РФ от 19 июля 2004г. № 927 (ред. от 28.02.2009) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. - № 30. - Ст. 3149.
11. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004г. № 278 (ред. от 27.01.2009) «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»// Собрание законодательства РФ. 2004. - № 25. - Ст. 2561.
12. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005г. № 30 (ред. от 15.06.2009) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 4. Ст. 305.