Многие родители необоснованно считают плоскостопие несерьезным заболеванием, доставляющим лишь небольшой дискомфорт, а боль при ходьбе у своих малышей списывают на недобросовестных производителей обуви. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. А это в свою очередь влечет за собой ряд необратимых процессов. Под плоскостопием понимают деформацию стоп, которая сопровождается уплощением сводов. Плоская стопа – одна из самых распространенных деформаций. По статистике, данная патология встречается у 11 –14% детей дошкольного возраста и у 7– 9% у детей школьного возраста и в последние годы имеет тенденцию к росту. Плоскостопие нарушает «рессорную» функцию стопы, снижая ее амортизацию, при этом при ходьбе возникает дополнительная нагрузка на суставы, в частности на коленные и тазобедренные, что может привести к артрозам. Кроме того, нарушения свода стопы могут стать причиной серьезных проблем с позвоночником. По причинам возникновения различают врожденную, рахитическую, паралитическую, травматическую и статическую деформацию. Часто встречающейся формой плоскостопия у детей являются статическая и рахитическая деформация. Статическое плоскостопие – наиболее распространенный вид плоскостопия у детей. Основными причинами его являются слабость мышечного тонуса, избыточный вес. Главной силой, поддерживающей свод стопы на нормальной высоте, являются мышцы голени. Ослабление силы этих мышц ведет к опущению внутреннего края стопы, связочный аппарат при этом растягивается, и кости стопы перемещаются книзу и кнаружи. Изменения происходят также в капсуле голеностопного сустава: наружная часть ее уплотняется, а внутренняя растягивается. К ранним признакам плоскостопия относятся утомляемость ног и боль в икроножных мышцах при ходьбе и к концу дня. С ростом ребенка появляются нарастающие боли при стоянии и по мере ходьбы, головные боли, быстрая общая утомляемость, может снизиться успеваемость. Боли обычно локализуются на подошве, в области свода и в мышцах голени. Признаками выраженного плоскостопия являются: удлинение стоп, расширение их в средней части, уплощение свода, искривление пяток кнаружи. Дети, страдающие плоскостопием, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви. Лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить. Поэтому главное внимание должно быть уделено профилактике этого недуга. Заключается она в укреплении мышц, поддерживающих свод стопы. - своевременная диагностика при помощи плантографа - это ношение рациональной обуви: обувь должна иметь твердую подошву с небольшим каблучком и плотные фиксирующие боковые стенки. - профилактике и лечению начальных форм плоскостопия способствует ходьба босиком по неровной почве, по песку, в сосновом лесу, по мелкой гальке, где действует «щадящий рефлекс». - при начинающемся плоскостопии профилактика состоит в укреплении мышц голени тепловыми ваннами, массажем и гимнастикой. - профилактику плоскостопия у дошкольников необходимо направить на укрепление естественного мышечного свода стоп при помощи специальных упражнений, не прибегая сразу к назначению супинаторов. - регулярная физическая активность способствует снижению еще одного фактора развития плоскостопия – избыточного веса. - регулярные разъяснительные беседы с родителями Цель исследования: проанализировать значимость профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Задачи исследования: 1. Провести анализ современных методов профилактики плоскостопия 2. Провести анализ деятельности медсестры в детском саду по профилактике плоскостопия 3. Провести исследование причин и факторов оказывающих влияние на развитие плоскостопия у детей. Объект исследования: деятельность медсестры в детском саду Предмет исследования: возможность внесения корректировки в работу медсестры детского сада, основываясь на уже изученные методы и внедрение новых. Методы исследования: - теоретический (проблемный анализ); - практические (наблюдение, беседа, анкетирование).
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста 1.1 Значение и необходимость формирования правильного свода стопы у детей дошкольного возраста 1.2 Методика обследования стопы 1.3 Физические упражнения как одно из основных средств предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста 1.4 Выводы по главе Глава 2 Изучение мероприятий по профилактике плоскостопия, проводимых в детском саду №14 г. Жуковский МО 2.1 Диагностика состояния стопы у детей в детском саду №14 г.Жуковский МО (плантограмма) 2.2 Анализ увеличения количества детей, имеющих «вальгус» и плоскостопие, в детском саду №14 г.Жуковский МО на основании медицинских заключений и анкетирования родителей 2.3 Разработка мероприятий по профилактике плоскостопия в детском саду №14 г.Жуковский МО 2.4 Выводы по главе Заключение Список использованных источников Приложение А Анкета для выявления причин и предрасполагающих факторов для развития плоскостопия у детей в детском саду №14 г. Жуковский МО
1. Зайцев А.А., Копеева Е.П., Палищук Н.К., Самугуб С.А. «Физическое воспитание дошкольников». – Калининград, 1997 г. http://unionpeer.org/topic/111514-lebedeva-l-v-borisova-m-m-fizicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-chast-2.html 2. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. «Анатомия мышечной системы». Л.:ФиС,1938 г http://www.kodges.ru/126082-anatomiya-myshechnoj-sistemy.html 3. В.А. Епифанова. «Лечебная физкультура : справочник»/Под.ред.–М.: Медицина 1988 г. http://bookz.ru/authors/t-vilenskaa/fizi4esk_029/page-11-fizi4esk_029.html 4. Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. «Биомеханика двига-тельного аппарата человека». – М.: ФиС, 1981 г. http://download-book.ru/lfk-fizioterapija-reabilitatsija-i-massazh/biomehanika-dvigatelnogo-apparata-cheloveka 5. С.М. Иванова. «Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте»./Под.ред.– М.: Медицина, 1975 г. http://mirknig.com/knigi/zdorovie/1181506612-lechebnaya-fizicheskaya-kultura-pri-zabolevaniyah-v-detskom-vozraste.html 6.. Красикова И.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М.,2011 г. http://med-faq.net/pediatrija-2/4775-ploskostopie-profilaktika-i-lechenie-i-s-krasikova.html 7. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. Режим доступа к изд. http://www.rubricon.com/mme_1.asp 8. В.П.Обижесвет, В.Н.Касаткин «Настольная книга медицинской сестры детского сада» 9. «Травматология и ортопедия»./Под ред. Г.С. Юмашева. – М.:Медицина.1990 г. Режим доступа к изд. http://www.twirpx.com/file/651541/ 10. Интернет ресурсы: http://www.fidelity.kz/child-clubs/item/538-kids