ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии – около 10%. С каждым годом среди учащихся, обучающихся в начальных классах общеобразовательных школ, увеличивается количество детей и с различными отклонениями в речевом развитии. Свыше 20 – 25% отклонений в речевом развитии детей данной группы квалифицируется специалистами как «общее недоразвитие речи» (ОНР) (данные сектора логопедии Института дефектологии). У таких детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что количество детей с различными отклонениями в речевом развитии не только не уменьшается, но и постоянно растет. Некоторые из речевых нарушений могут быть преодолены в условиях обучения в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи; другие можно устранить в условиях общеобразовательной школы, на специально созданных при школах логопедических пунктах. Именно поэтому в школе остается высокая потребность в работе узких специалистов: психолога, логопеда, а также потребность в специальных коррекционно-развивающих программах. Тем более, что большинство из них продолжает обучаться в условиях обычных классов общеобразовательной школы. Модель деятельности отдельно логопеда и модель деятельности отдельно психолога в школе достаточно полно проработаны. Логопед прекрасно знает, с какими детьми и как работать. То же самое можно сказать и про психолога. Однако в начальных классах массовой школы в последнее время встречаются дети, уровень психического развития которых на первый взгляд не выходит за пределы нормы. Эти дети не имеют бросающихся в глаза отклонений в развитии речи, но учеба дается им с трудом. Оказание помощи таким детям возможно только совместными усилиями психолога и логопеда. И тогда выясняется, что модель взаимодействия в работе этих специалистов еще слабо проработана. Теоретической основой совместной деятельности психолога и логопеда может стать нейропсихология. Основные положения отечественной нейропсихологии, в настоящее время признанной во всем мире, заложены Л.С. Выготским, А.Р. Лурия и его учениками. Нейропсихология бурно развивается сегодня, имеет несколько направлений, из которых наибольший интерес для нас представляют нейропсихология детского возраста и нейропсихология индивидуальных различий. Эти направления тесно взаимосвязаны. Каждое из них опирается на основные принципы нейропсихологии: о динамической локализации высших психических функций, о функциональных системах, о рассмотрении мозга как целостной структуры, каждая часть которой вносит свой специфический вклад в осуществление любой психической функции. Плодотворным в работе и психолога, и логопеда оказывается факторный, синдромный подход в анализе отклонений формирования и нарушения ВПФ, среди которых, разумеется, находится и речь. В работе мозга выделяют определенные факторы, входящие в качестве составляющих в разные психические функции. Каждый фактор связан с определенными структурами коры больших полушарий мозга, поражение которых ведет к выпадению связанного с ними фактора. Таким образом, с одной стороны, при нарушении фактора нарушается не одна, а несколько функций, с другой стороны, психическая функция каждый раз нарушается по-разному и зависит это от того, какой из входящих в функцию факторов нарушен. Таким образом, мы видим, что ни одна из ВПФ никогда не разрушается полностью, всегда остаются возможности для ее восстановления. Кроме того, по отношению к деятельности логопеда это означает, что работа по коррекции и развитию речи должна проходить совместно по развитию неречевых психических функций. Преимущества нейропсихологической диагностики состоит в том, что путем анализа уровня сформированности основных факторов можно выявить не только слабые, но и нормально развитые базисные составляющие психики, на которые следует опираться в коррекционной работе. Таким образом, мы видим, что нейропсихология позволяет сделать взаимодополняющей работу психолога и логопеда. Использование нейропсихологических методик обследования детей позволит сделать помощь ребенку со стороны узких специалистов адресной, а значит и более эффективной. В связи с этим целью нашего дальнейшего исследования будет проведение нейропсихологической диагностики и подбор наиболее эффективных методов коррекции нарушений речи при нерезко выраженном речевом недоразвитии (НВОНР). В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: 1. Провести анализ имеющейся в настоящее время литературы по данной проблеме; 2. Подобрать методики для нейропсихологического обследования детей младшего школьного возраста с углубленным изучением речевой сферы; 3. Провести индивидуальную коррекционную работу с детьми младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим речевым недоразвитием. 4. Провести повторную нейропсихологическую диагностику после коррекции детей младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим речевым недоразвитием. В данном исследовании использовались публикации современных авторов, таких как А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Д. Хомская, Т.В. Ахутина и многих других.
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Современное состояние проблемы общего недоразвития речи у младших школьников: 1. Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста с ОНР. 2. Основные подходы коррекционной работы с детьми с ОНР: 2.1. Логопедический подход. 2.2. Нейропсихологический подход. 2.3. Социальный подход. 6 6 23 24 24 29 Глава II. Постановка проблемы исследования: 1. Постановка проблемы исследования. 2. Обоснование выбора нейропсихологической методики 3. Методика исследования. 34 34 37 37 Глава III. Экспериментальная часть: 1. Результаты исследования и их анализ. 2. Обсуждение полученных результатов. 49 49 80 ВЫВОДЫ 87 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 88 Список литературы. 90 Приложения. 95
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика.// В книге: Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Под ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001; 2. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6 – 8 лет // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 1996, №2, стр. 51-58; 3. Битова А.Л. Применение нейропсихологического подхода в дефектологической практике. // В книге: Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Под ред. А.А. Цыганок. – М.: «Теревинф», 1998. Вып. 1; 4. Вартапетова Г.М. Совместная работа логопеда и психолога с младшими школьниками. – М., 2002; 5. Величкова О.А., Иншакова О.Б., Ахутина Т.В. Комплексный подход к анализу специфических нарушений письма у младших школьников. // Ж. «Школа здоровья» 2001г. №4; 6. Вескер Л.Р. Нарушение звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. Автореферат. – М., 1977; 7. Волкова Г.Л. К проблеме комплексного подхода в логотерапевтической работе. // В книге: Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001; 8. Волкова Л.С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции аномального речевого развития. // В сборнике: Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб., 1992; 9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч., Т. 3. – М., 1982; 10. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995; 11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960; 12. Гетманский М.И. Исправление недостатков речи у школьников. – Минск, «Вышэйшая школа», 1970; 13. Гущина Т.А. Из опыта работы по предупреждению отставания по русскому языку и дисграфии у подростков. // В книге: Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001; 14. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: МГОПУ, 2001; 15. Дудьев В.В. Особенности произвольной и двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Ж. «Дефектология» 1995г. №4; 16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2000; 17. Зимичева В.К. Пути преодоления общего недоразвития речи у первоклассников. Автореферат. – М.: 1970; 18. Кирпичева З.С. Педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с грубым речевым недоразвитием. // В книге: Нарушение речи у дошкольников. / Под ред. Р.А. Белова – Давид. – М.: Просвещение, 1972. 19. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). – СПб.: «МиМ», 1997; 20. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. // В книге: Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: «Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998; 21. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: «Союз», 2002; 22. Левина Р. Е Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. 23. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996; 24. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический проект, 2000; 25. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992; 26. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // В книге: Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. Хрестоматия. Ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002; 27. Николаева С.М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи у учащихся с нерезко выраженным ОНР. // Ж. «Дефектология» 2000г. №1; 28. Плетенцова Е.И. Комплексный подход в коррекции речевых нарушений у учащихся первых классов речевой школы. // В книге: Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001; 29. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968; 30. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002; 31. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. – М.: Флинта: МПСИ, 2000; 32. Полонская Н.Н. Применение нейропсихологического метода исследования в диагностике детей с нарушениями речи. // Ж. «Школа здоровья» 1999г. №2; 33. Пылаева Н.М. «Опыт нейропсихологического исследования детей 5-6 лет с ЗПР» 1998 г. 34. Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей. // Ж. «Дефектология» 1995г. №1; 35. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Академия», 2002; 36. Скворцов И.А., Адашинская Г.А., Нефедова И.В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей. – М.: Тривола, 2000; 37. Содержание коррекционно-педагогической работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы, имеющими ОНР. – Саранск, 1996; 38. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: «Гном - Пресс», 1999; 39. Фишман Ф.М. Особенности функциональной организации мозга детей с разными формами нарушения речевого развития. // В книге: Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция). Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: «Академкнига» 2002; 40. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989; 41. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: УМК «Психология», 2002; 42. Цыганок А.А., Ковязин М.С. О специфике нейропсихологической диагностики детей. // В сборнике: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. – М.: «Теревинф», 1998. Вып. 1; 43. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. – М.: МПСИ, 2000; 44. Цветкова Л.С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи. // Ж. «Дефектология» 1971г. №3; 45. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3. – М.: Педагогическое общество России, 2000; 46. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000; 47. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001; 48. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др. Основы логопедической работы с детьми. – М.: АРКТИ, 2002; 49. Шаховская С.Н. Проблема дисграфии: методические поиски зарубежных специалистов. // В книге: Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Под ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001; 50. Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Ж. «Дефектология» 1995г. №1; 51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж; НПО: «МОДЭК», 1995. 52. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М.: АРКТИ, 1997; 53. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999; 54. «Хрестоматия по нейропсихологии» МГУ 1999, ред. Хомская Е.Д.