Введение
Социально-экономические реформы начала 90-х гг. вызвали «социокультурную травму», характеристиками которой являются: аномия, институциональный диссонанс, потеря идентичности, ценностный вакуум, обесценивание социальных норм, разрушение сложившихся моделей поведения и мышления. Сложившийся круг социальных и личностных проблем настоятельно требует своего оперативного разрешения через развертывание всесторонней многофункциональной социальной работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной и социокультурной ситуации своего развития.
Социальная работа является одним из главных способов организационного и социально-технологического реагирования общества на новую социальную ситуацию. Ее роль в жизни современного общества определяется тем, что она выступает в качестве фактора социальной стабильности. Деятельность социального работника направлена на гармонизацию межличностных отношений, отношений личности и социума и, в конечном итоге, на гуманизацию и стабилизацию социума .
В новых социально-экономических условиях объективно возникла необходимость перехода к профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров социальных работников. Исследователи указывают на то, что современное общество нуждается в «высококвалифицированных специалистах социальной сферы, способных быстро реагировать на перемены в социальном климате и в принятии решений четко оценивать различные аспекты любых ситуаций» .
Определяющее значение для нашего исследования имеют педагогические исследования по проблемам профессиональной подготовки (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Е.Н. Богданов, Н.В. Кузьмина, B.C. Леднев, В.А. Сластёнин и др.), психологические исследования (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.). Вопросам профессионального становления личности посвящены работы М.А. Ахметовой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.А. Климова, Т.К. Клименко, А.В. Роговой, Е.Э. Смирнова, В.А. Ядова и др.
В работах зарубежных и отечественных авторов подчеркивается, что чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности.
Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему работы «Проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия его эффективности » актуальной и своевременной.
Цель данной работы: Проанализировать комплекс профессионально значимых качеств социального работника.
Объект исследования - социальная работа как профессиональная деятельность.
Предмет исследования - комплекс профессионально значимых качеств социального работника.
Задачи работы:
1. Изучить социальную работу как профессиональную деятельность.
2. Исследовать границы профессиональной компетентности социальных работников.
Введение 3
1. Особенности социальной работы как профессиональной деятельности 5
2. Проблемы профессиональной компетентности социального работника 11
2.1. Профессиональная система ценностей социального работника 11
2.2. Границы профессиональной компетентности специалиста по социальной работе 15
Заключение 18
Список использованной литературы 23
1. Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Просвещение, 2009. – 395 с.
2. Брындин Е.Г. Становление и устойчивое развитие гармо¬ничного гражданского общества. - Новосибирск: НГУ, 1999. -137с.
3. Бурлак Г. Ю. Социальная работа в России: проблемы формирования профессиональной культуры: Дис…канд. соц..наук. - М., 1997. - 183 с.
4. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в системе подготовки социальных работников // Теоретические основы подготовки социальных работников. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – 340 с.
5. Золотарева Т. Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 128 с.
6. Макина А. И. Этнокультурная компетентность социального работника // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции; Хакас.гос.ун-т им. Н. Ф. Катанова. - Абакан, 2006. – 428 с.
7. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: Курс лекций. - М.: Издательство МГСУ, 2008. - 304 с.
8. Моторина, С.В. Основные компоненты готовности специалистов к профессиональной деятельности // Вопросы педагогического образования: межвуз. сб. статей. – Иркутск: ИПКРО, 2008. – Вып.16. – С.181-189.
9. Обучение социальной работе: преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 157 с.
10. Состояние и проблемы развития политической системы в современном российском обществе // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 2. - С. 3-14
11. Социология: Учебное пособие. / Удальцова М. В., Попкова Т. В., Булыгина А.А и др. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.
12. Современное состояние и пути совершенствования системы социальной защиты молодых инвалидов и детей с ограниченными возможностями / Э.Р. Калимуллина // Вестник МГУ, 2007. №2.-С.93-95.
13. Сарри Р. Отбор студентов и обучение их социальной работе / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 157 с.
14. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 427 с.
15. Хиндука Ш.К. О возможных путях развития системы подготовки социальных работников в России / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 157 с.
16. Филиппова Г.П. Личностно-профессиональные особенности социального работника//Работник социальной службы.– 2008.– №1.–стр.33-41.
17. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника.– М, 2006.– 344с.
18. Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.– М.: Владос,2006.– 432с.
19. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологи.–2004.– №6.–стр. 34-56.
20. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2006.–№1.– стр7-13.
21. Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной характеристики// Социальная работа.– 2007.– №2.
22. Шмелева Н.Б. Личность специалиста социальной работы (психологопедагогический аспект)// Работник социальной службы.– 2000.– №4.– стр.33-37