ВВЕДЕНИЕ
Малое предпринимательство – неотъемлемая составляющая высокоразвитой рыночной системы, атрибут современной модели рыночного хозяйства .
В современных условиях перехода к рынку в России важное значение имеет развитие малого предпринимательства, особенно в тех регионах, в экономике которых в силу исторических, демографических, организационных, природно-ресурсных, социально-экономических, технологических и других причин оно занимает ведущее место. Малые предприятия, не требующие крупных стартовых вложений и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
Развитие малого бизнеса и его дальнейшая структуризация в средний и крупный бизнес во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разнообразных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкретного рыночного механизма и его государственного регулирования. В этом заключается актуальность исследуемой проблемы.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области предпринимательства. В работе использовались методы системного подхода, сравнительно-сопоставительные методы, статистические методы количественных показателей, а также общелогические методы.
Информационную и нормативную базу работы составляют нормативно-правовые документы и статистические материалы, труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, данные опубликованные в периодической печати, документы и результаты анализа применяемых методов управления персоналом, статистические материалы Госкомстата РФ, материалы научных конференций и совещаний, статистическая отчетность.
Объектом исследования выступает малые предприятия Российской Федерации.
Предметом исследования является проблемы и перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в России.
Цель работы состоит в исследовании проблемы развития малого бизнеса в России и возможных путей их решения за счет усиления государственной поддержки. Данная цель реализуется в работе виде решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и виды малого бизнеса;
- определить значение малого бизнеса для экономики России;
- исследовать нормативно-правовые основы деятельности малых компаний в РФ и особенности их развития;
- выявить меры направленные на поддержку малого бизнеса;
- выявить основные проблемы малого бизнеса в России и рассмотреть возможные пути их решения.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут использоваться в качестве теоретической основы для разработки органами государственной власти федерального, регионального уровней экономической политики, касающейся финансирования малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике 5
1.1 Понятие и виды малого бизнеса 5
1.2 Значение малого бизнеса для экономики России 9
Глава 2. Анализ особенностей деятельности предприятий малого бизнеса в России 12
2.1 Особенности деятельности компаний малого бизнеса в России 12
2.2 Государственная поддержка развития малого бизнеса в России 13
Глава 3. Проблемы и перспективы развития форм и методов финансовой государственной поддержки развития малого бизнеса 21
3.1 Основные проблемы малого бизнеса в России 21
3.2 Перспективы развития государственной поддержки малого бизнеса в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
2. Биндиченко Е.В. Предпринимательство как институт национальной экономики: состояние, механизмы развития и поддержки // Вестник ВЭГУ. 2009. № 2. С. 22-30.
3. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М., 2003.
4. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. М., 2003.
5. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник — М.: Эксмо, 2008. — 416 с.
6. Аргументы и факты. 2009. № 10. С. 12.
7. Власов И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит, №9, 2009. С. 22-29.
8. Каширина Ю.П. Индивидуальное предпринимательство в России: конституционные, гражданско-правовые и социальные гарантии деятельности // Территория науки, 2007, №3(4). С.403.
9. Кириленко К.В. Малое предпринимательство как институт рыночной экономики // Успехи современного естествознания. 2008. № 6. С. 186-187.
10. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // «Вопросы экономики», № 1, 2009. C. 8-27.
11. Крылова Е.Б. Малое предпринимательство и занятость населения // Проблемы прогнозирования. 2009. № 1. С. 125-131.
12. Сухова М.Ю. Проблемы развития малого бизнеса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 4. С. 338-341.
13. Чистякова M.К. Малое предпринимательство как фактор распределительных отношений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 43-1. С. 374-377.
14. Человек и труд. 2007. № 9. С. 66.
15. Экономист. 2009. № 12. С. 90
16. Сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kremlim.ru
17. Сайт Росстат РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gsk.ru.
18. Сайт «ВТБ 24» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vtb24.ru, свободный.