Введение
Актуальность настоящего курсового исследования. Конституция Российской Федерации (ст. 7) характеризует наше государство как правовое и социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан. К сожалению, развитие социальной сферы в России сталкивается с рядом весьма масштабных трудностей, среди которых следует отметить, во-первых, ограниченность имеющихся в стране ресурсов и, во-вторых, многочисленность контингентов населения, требующих социальной защиты. Не последнюю роль в возникновении указанных трудностей играют переход на новые, неизвестные ранее в стране принципы решения задач в социальной сфере (от огосударствленной к максимально либеральной модели социальной политики), отсутствие до последнего времени внятной стратегии социально-экономического развития России с четко расставленными приоритетами, пробелы и противоречия в существующем законодательстве, некачественное исполнение функций социальной защиты со стороны государственных и муниципальных ор-ганов и т.п.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций.
В условиях России должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения. ьПри формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности . В России все еще сильно влияние централизованного управления и распределительно - уравнительной системы в социальной сфере, что в настоящее время проявляется в низкой эффективности деятельности социальных служб. Федеральное правительство выделяет средства для решения социальных проблем и распределяет их на местах. Однако, реального контроля за использованием средств нет, как нет, по большей части, местных программ социального развития, а следовательно нет и ответственности.
Существовавшая в течение многих лет система социального обслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену экстренным мерам, необходимым на данном этапе, должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и практичная по сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно четкая система ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово- экономическую базу .
Теоретическое и практическое значение проблемы развития социального обеспечения в ближайшей и более отдаленной перспективе, их актуальность предопределили выбор темы и направления исследования. Объект исследования –отношения в области социального обеспечения и их регулирование. Предмет исследования - основные тенденции в регулировании области социального обеспечения на уровне руководителя.
Цель настоящего курсового исследования - исследование основных направлений в сфере труда руководителя социальной сферы и повышение его эффективности. Задачи, которые решались в процессе проведения курсового исследования для достижения цели:
– анализ основных вопросов области социального обеспечения;
- исследование особенностей менеджмента (труда руководителя) в социальной сфере,
- определение проблем и перспектив совершенствования труда руководителя в социальной сфере.
Степень освещения темы в литературе нельзя оценить однозначно. С одной стороны как вопросами социального обеспечения в целом, так проблемой разграничения труда руководителя занимался целый ряд авторов, также как вопросами административно – правового регулирования в отдельных вопросах сферы социального обеспечения (обеспечения жильем, миграционной политики и т.д.) однако комплексного исследования основных направлений в сфере труда руководителя социальной сферы и повышение его эффективности в настоящий момент не проведено, что дополнительно актуализирует тему настоящего курсового исследования.
Методология и методы исследования. В процессе решения поставленных задач применялись системный подход, метод логического анализа и синтеза, сравнительно-правовой подход, также метод обработки и анализа социологической информации.
Структура работы предопределена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источника.
Введение 3
Глава 1. Основные задачи, принципы и направления деятельности руководителя в сфере социального обеспечения 6
1.1 Цели и направления деятельности руководителя в области социального обеспечения 6
1.2. Принципы регулирования сферы социального обеспечения 11
1.3 Тенденции развития правового регулирования социальной сферы 14
Глава 2. Основные направления совершенствования труда руководителя социальной сферы 16
2.1 Компетенция руководителя социальной сферы 16
2.2 Проблемы и перспективы работы руководителя по решению вопросов социального обеспечения граждан 24
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 31
1. Аронов А.В. Социальные обязательства государства и механизм их ресурсного обеспечения налоговой системой. М: РАГС, 2007
2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ГАРДАРИКИ, 2005
3. Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учеб. пособие. М., 2008.
4. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. М., 2006.
5. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2007.
6. Гладких В.А. Актуальные проблемы экономической и социальной политики. М.: Компания Спутник+, 2006.
7. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник для вузов. М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
8. Захаров М. Л. Право социального обеспечения в России / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. – М.: Смарт, 2005
9. Кермалли С. Инструменты эффективного менеджера: 100 ключевых терминов, моделей и концепций современного менеджмента: Пер. с англ. М.: Добрая книга, 2005
10. Кищенко И.Н. Адресная социальная поддержка молодой семьи в РФ: Монография. Белгород: БелГУ, 2006
11. Колотова Н.В. Права человека // Государство и право. 2010. № 5.
12. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. – М.: Издательство «Юридическая литература». Администрация Президента Российской Федерации, 2007 – 64 с.
13. Коныгина М.Н. Антология социальной работы в России: документы и практикумы, 2006, 356с
14. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века): Учебное пособие. М.: Академический проект, 2005
15. Локонова Ю.М. Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения РФ: Автореф. дис. …канд. социолог. наук. М., 2005.
16. Мачульская Е. Е. Право на социальное обеспечение - естественное и неотъемлемое право человека // Вестн. МГУ. Сер. Право. 2008. № 5.
17. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики (теория и практика правового регулирования. /дисс…докт. юр. наук. М., 2006
18. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. пособие/ Е. Е Мачульская., Ж. А. Горбачева. - М.:Литера, 2010
19. Мешков П.Я. Социальные инициативы современной России // Российский журнал социальной работы, 2008, № 1
20. Основные права человека в сфере труда и их защита: Основополагающие международные правовые документы-стандарты. Комментарии специалистов // Библиотечка «Российской газеты». Вып. 22,23. М., 2009
21. Ратников В., Социальная защита и рыночные отношения //Вестник социальной работы, 2008, № 1
22. Собянин С.С. Законодательные основы и механизмы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Право и политика. 2007. № 1
23. Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: Автореф. дисс канд.полит.наук. Казань, 2005.
24. Тучкова Э.Г. Социальное обеспечение в России на рубеже третьего тысячелетия и теоретические проблемы права социального обеспечения // Государство и право на рубеже веков. – М.: ПРИОР, 2008
25. Чичканов А.В. Социальные отношения в современном российском обществе. М.: Изд-во РАГС, 2005
26. Шайхатдинов В. Ш. Система социальной защиты и обеспечения населения современной России // Социальная защита населения в регионе.- Екатеринбург, 2006