Введение Стиль руководства — это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляю-щихся в его отношениях с подчиненными. Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается незави¬симый от конкретных ситуаций образец его поведения. В основе выделения стилей руководства лежит различное распределение пол¬номочий по принятию решений между руководителем и подчи¬ненными. Стиль руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях. Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические. В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления, применяют вышеперечисленные методы. Тема работы является актуальной, так как поиск и использование оптимальных стилей руководства и методов управления призваны способствовать по¬вышению трудовых достижений и удовлетворенности работников. Концепция стилей руководства получила интенсивное развитие после второй мировой войны. Однако и до сих пор ее разработки сталкиваются с рядом нерешенных проблем. Объектом дипломной работы является Оренбургская дистанция сигнализации, централизации и блокировки Орского отделения Южно-Уральской железной дороги. Железнодорожный транспорт - многоотраслевое хозяйство. Устройства автоматики, телемеханики - важнейший элемент технических средств железнодорожного транспорта. Дальнейшее оборудование железных дорог автоблокировкой, электрической и диспетчерской централизацией будет способствовать наращиванию их пропускной способности, обеспечению безопасности движения поездов, позволит полнее и производительнее использовать все технические средства и на этой основе обеспечить рост производительности труда. Широкое внедрение устройств автоматики и телемеханики позволило при небольших затратах существенно увеличить пропускную способность железных дорог, обеспечить безопасность движения поездов, повысить производительность и улучшить условия труда железнодорожников. К средствам организации, регулирования движением поездов и обеспечения безопасности движения поездов относятся автоблокировка и автоматическая локомотивная сигнализация. Кроме этого устройства автоблокировки дополняются автоматической переездной сигнализацией и диспетчерским контролем за движением поездов. Хозяйство сигнализации предназначено для того, чтобы содержать устройства сигнализации в исправном состоянии, тем самым не только регулировать движения поездов, но и обеспечивать безопасность движения поездов. Дистанция сигнализации централизации и блокировки является основным отраслевым производственным подразделением хозяйства сигнализации, действует как структурная единица отделения или управления дороги в соответствии с действующим законодательством, признаками, указаниями и другими нормативными актами. Дистанция осуществляет свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта путем проведения технического обслуживания и ремонта сооружений, устройств СЦБ, а также других средств, закрепленных за дистанцией, предназначенных для обеспечения бесперебойного движения поездов в заданном размере и т.д. Цель работы – изучение стилей и методов управления предприятием и разработка путей их совершенствования. Задачи работы: - изучить теоретические аспекты использования стилей руководства и методов управления предприятием; - произвести анализ стиля и методов управления предприятием на примере Оренбургской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Орского отделения Южно-Уральской железной дороги; - разработать предложения по совершенствованию стиля и методов управления предприятием. 1 Теоретические аспекты использования стиля руководства и методов управления предприятием 1.1 Место и значение стиля руководства и методов управления в теории управления предприятием Содержание стиля руководства и методов управления в экономической литературе трактуется по-разному. Мы придерживаемся мнения, что под стилем руководства понимается характер принятия и реализации управленческих решений, а также построения взаимоотношений с подчиненными. Методы управления представляются как совокупность способов стимулирования подчиненных к добросовестному труду и выполнению поставленных перед ними задач. Вместе с тем методы управления отражают и присущие руководителю способы хозяйствования, т.е. характер принимаемых решений. Стиль руководства в основном проявляется во время контакта, т.е. встречи руководителя с подчиненными, имеющего целью выявление положения дел, принятие или доведение управленческого решения и т.д. Следовательно, в основе определения применяемого руководителем стиля лежит анализ контактов. Методы управления проявляются как в ходе контакта, так и вне него. В первом случае методы, подобно стилю руководства, могут быть выявлены путем анализа контактов с подчиненными. В целом же достаточно полная характеристика методов управления находит свое отражение в приказах, издаваемых руководителем предприятия. Изменения, происшедшие в сельском хозяйстве с переводом его отраслей на индустриальную основу, повысили требования к выбору руководителем стиля руководства и методов управления. Основными
Оглавление Введение 3 1 Теоретические аспекты использования стиля руководства и методов управления предприятием 6 1.1 Место и значение стиля руководства и методов управления в теории управления предприятием 6 1.2 Характеристика стилей и методов управления предприятием, их преимущества и недостатки 11 1.3 Обоснование выбора и особенности использования стилей и методов управления предприятием 38 2 Анализ стиля и методов управления предприятием на примере Оренбургской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Орского отделения Южно-Уральской железной дороги (2001 – 2010 г.) 47 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 47 2.2 Характеристика организационной структуры управления 48 предприятием 48 2.3 Анализ и оценка стиля и методов управления предприятием 53 3. Разработка предложений по совершенствованию стиля и методов управления предприятием 69 3.1 Основные направления оптимизации организационной системы управления предприятия 69 3.2 Рекомендации по повышению эффективности существующих методов управления предприятием 72 3.3 Оценка влияния средств автоматизации управленческого труда на повышение эффективности управления предприятием 77 Заключение 79 Список литературы 82
Список литературы 1. Бойдаченко П.Г. Служба управления персоналом. - Новосибирск: ЭКО, 2007. 2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристь, 2008. 3. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник для вузов по экономическим специальностям и направлениям - М.: Гардарика, 2006. – 528с. 4. Волгин А.П., Матирко В.И. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: Опыт ФРГ. - М.: Дело, 2005. 5. Волкова К.А., Казакова Ф.К. Предприятие: положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, 2005. 6. Воробьева Е. Система мотивации – составляющая часть системы управления персоналом // «АКДИ «Экономика и жизнь», № 9, 2006 7. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов экономических специальностей / И.Н. Герчикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2005. – 502с. 8. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник / В.В. Глухов. – СПб: Специальная литература, 2005. – 701с. 9. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2003. 10. Горнев А.3., Удалов Ф.Е. Некоторые проблемы управления в условиях формирования рыночных отношений: Монография. - Н. Новгород: Изд-во Нижег. ун-та, 2005. 11. Гребцова В.Е. Менеджмент: Учебное пособие / В.Е. Гребцова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 288с. 12. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2007. 13. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2007. 14. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: Экзамен, 1999. 15. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. - СПб.: Северо-Запад, 2008. 16. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. - М.: ГАУ, 1995. 17. ИНФРА-М, 2008. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебное пособие в схемах / В.Р. Веснин. – М.: Белые альвы, 2003. – 160с. 18. Кибанов А.Я., Мамед-заде Г.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Регламентация труда. - М.: Экзамен, 1999. 19. Кондратьева О. Кадровые секреты организации // «Бизнес-адвокат», № 19, 2004 20. Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций: Учебник для вузов. - М.: ТОО «Люкс-арт», 2006. 21. М.: Финстатинформ, 2007. 22. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности для бухгалтера и руководителя – М.: Налоговый вестник, 2003 23. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М — Новосибирск: НГАЭиУ, 2008. 24. Менеджмент организации / Румянцева З.П., Н.А. Соломатин, Р.З. Акбердин; Под ред. Румянцевой З.П., Соломатина Н.А. – М.: Инфра-М, 2007. – 430с. 25. Мордовин С. К. Управление человеческими ресурсами:17-модульная программа для менеджеров. - М. ИНФРА-М, 2005. - С. 146-150. 26. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. М: ПРИОР, 2007 27. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подход. – М.: ДеКа, 2007, с.380 28. Самыгина. - М.: ПРИОР, 1999. 29. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. – М.: ИНЭ, 2005 30. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. –М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 31. Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского, С.И. 32. Хлынов В.А. Формы и методы экономического стимулирования труда на предприятиях Японии // «Проблемы теории и практики управления», № 2, 2008 33. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА