В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве. Термин “президент” происходит от латинского praesidens, что означает “сидящий впереди”, т. е. председательствующий на собрании. Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления. Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима. В странах, где глава государства наделен широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь. При парламентарных формах правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает. Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияние на политический процесс, а в случае возникновения кризисных ситуаций его активности и степень воздействия на другие государственные органы может заметно возрастать. Главой государства в республиканских странах является, как правило, выборный президент. Его реальный статус и действительная политическая роль, как уже упоминалось ранее, в решающей степени зависят от разновидности республиканской формы правления и особенностей политического режима. Так, в президентской республике глава государства играет гораздо большую роль, нежели в парламентарной.
Оглавление ВСТУПЛЕНИЕ 3 ГЛАВА№1 ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ КОНСТИТУЦИЙ В ИТАЛИИ И РОССИИ 5 ГЛАВА №2 ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА 7 ГЛАВА №3 ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА 7 Представительные функции 8 Полномочия главы государства в области государственного управления 8 В законодательной сфере 12 В Судебной сфере 15 Внешнеполитические полномочия 16 Чрезвычайные полномочия 16 ГЛАВА№4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации 12 октября 1993 2. Конституция Италии 22 декабря 1947 года 3. Конституции буржуазных государств: Учеб. пособие/ Сост. В.В. Малкалов.- М.: Юрид. лит.,1982-408с. 4. История государства и права новейшего времени. Под ред. З.М. Черниловского.- М: 1-ая типография Профиздата.,1956-191с. 5. Государственный строй Италии. Под ред. В.И. Гантман. - М.: Издательство Института международных отношений, 1961-337с. 6. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. Ред. Члена - корр. РАН, проф. М.В. Баглая , доктора юридических наук, проф. Л.М. Энтина.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М.: 1999.- 832с. 7. Конституции буржуазных государств Европы. Перевод под ред. доктора юридических наук Г.С. Гурвича. - М.: издательство иностранной литературы. М.:1957.-1142с. 8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Том 3.Отв. ред. Б.А.Страшун.- М: Издательство БЕК, 1998.-764с 9. Италия: Конституция и законодательные акты. Под ред. В.А. Туманова.-М.:Прогресс,1988-392с. 10. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А.- М.: Издательская группа НОРМА - ИНФА М,1998.- 712. 11. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М.), 2002. – 800с. 12. Конституция Итальянской Республики / Пер. с итал. Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 423—450. 13. Илюхин В. Нужен ли России институт президентства? // Российская Федерация сегодня. – 1998. - № 22. 14. Немова С. В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. – 1998. - № 4 15. Виноградов В., Плешанова О. Две трети парламентаризма или парламентаризм двух третей // Юрист. – 1995. - № 5/6 Плешанов. 16. Варламова. Пять лет шестой Конституции России: проблемы реализации // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. – 1998. - № 2 17. Окуньков Л. А. Конституционное развитие института президентства в государствах – участниках СНГ // Журнал Российского права. – 1997. - № 10. 18. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. 19. Окуньков Л. А. Вето Президента // Журнал Российского права. – 1998. - № 2. 20. Президент– Правительство – Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М., 1997. 21. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994. 22. Мушинский В. Президент: власть по праву мандата // Российская Федерация. – 1993. - № 2. 23. Исполнительная власть в Российской Федерации (научно-практическое пособие) / Под ред. А. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Тихомирова. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – с.269 24. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя в России: Понятие, содержание, вопросы, становления. - М.: Юрист, 1994г.- 288с. 25. Поляков А.В.Общая теория права; Спб.; изд. «Юридический центр пресс» с.384