(Нет отзывов)
92 страниц
2019-07-02

Формирование здорового образа жизни у дошкольников средствами физического воспитания

В наличии
3840 ₽

Здоровье детей — богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди и есть крупные промышленные предприятия.
В сложившейся ситуации лозунг «Сохраним здоровье детей» несколько устарел. Коль здоровье — богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять.
Возможности человеческого организма огромны, а реализовать их, эффективно использовать не всегда удается. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Природа, если говорить строго научно, через специфические физиологические механизмы (в частности, утомление) сама регулирует темп движений и их количество, поэтому бояться перегрузки надо в меньшей степени, чем недогрузки. Именно гиподинамия создает условия для ненормального физического развития детей. Вместе с тем организация физической культуры в дошкольном возрасте имеет специфические, связанные с уровнем развития детского организма, особенности. Они существенно отличаются от тех подходов, которые имеют место у взрослых.
Вся ортодоксальная педагогика и медицина направлены на развитие и обслуживание, в среднем 10% жизненного потенциала человека. Они коррегируют и восстанавливают, в основном, десятую часть биоэнергетики, упуская из-под контроля девяносто процентов психоэнергеники. Поэтому человек – царь природы и живет в 10-20 раз короче своей физической, социальной и интеллектуальной полиграммы, полученной от природы, проигрывая по продолжительности жизни многим представителям мира флоры и фауны.
«То, что человеку дано, если не множится, забирается то, что дано». Каждый нормально выношенный и рожденный дитя, действительно талантлив от природы и гениален от поколений. Однако, для раскрытия мозаики природных задатков, развития основы физический и нравственных качеств, культуры ума и тела, сама природа отпускает ровно 57 месяцев, включая период внутриутробного формирования. Она всеми силами старается сохранить пропорциональность потенциала развития до 6-8 лет, но к великому сожалению к 10 годам из 100% оставляет 20%, а к 20-25 годам остается в качестве базиса около 10% наследства. И это на все дальнейшее развитие, формирование и деятельность человека разумного. В свете вышеизложенного особое значение приобретает вопрос приобщения детей дошкольного возраста к валеологической культуре, особенно тех, кто имеет существенные отклонение в состоянии здоровья. Физическое развитие дошкольника рассматривается не изолированно, а в контексте общего гармонического развития ребенка как не обходимое условие его здорового образа жизни
Решение данной проблемы, в значительной мере, зависит от совокупности ряда компонентов:
1. Подборки адекватных средств физического воспитания и образования функциональным возможностям занимающихся;
2. Совершенствования методики организации и индивидуализации проведения занятий физической культурой;
3. Порогового и подпорогового оптимума физических возможностей в культуре двигательной и интеллектуальной активности ребенка, его осознанной заинтересованности и обоснованной мотивации;
4. Функционального уровня терморегулирующей системы организма занимающегося;
5. Педагогического сотрудничества: врачебно-педагогического контроля и человеческого фактора общения всех участников педагогического процесса.
Главное, чтобы человек смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке. Культура физического воспитания дошкольников, на современном этапе – это закладка основ здорового образа жизни.
Объект исследования: здоровый образ жизни.
Предметом исследования являются условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания.
Цель исследования: определить основные условия и методики формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с помощью физического воспитания в дошкольных учреждениях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать критерии оценки состояния здоровья ребенка и составляющие правильного его развития.
2. Рассмотреть физическое развитие, физическую подготовленность и физическое воспитание дошкольников.
3. Выявить примерную схему физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду
4. Проанализировать развитие движений у детей и формы организации физического воспитания в детском саду.
5. Провести диагностику физического развития детей старшей группы и сформулировать основные направления коррекционной работы с детьми разного уровня здоровья, привести контрольные упражнения для оценки физической подготовленности и умений детей 5-6 лет.
Методы исследования: анализ данных на основе научных публикаций и опрос родителей и детей на предмет сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в результате воздействия на них средствами физического воспитания.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА 8
1.1. Особенности развития организма дошкольника 8
1.2 Критерии оценки состояния здоровья ребенка 11
1.3 Составляющие правильного развития ребенка 12
1.4 Физическое развитие, физическая подготовленность и физическое воспитание дошкольников 21
1.5 Примерная схема физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду 28
1.6 Развитие движений у детей 31
1.7 Формы организации физического воспитания в детском саду 44
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 67
2.1 Диагностика физического развития детей 67
2.2 Коррекционная работа с дошкольниками с учетом их физического развития 74
2.3 Программа физического воспитания детей старшей группы с целью формирования представлений о здоровом образе жизни 77
2.4 Диагностика сформированности здорового образа жизни у дошкольников в результате проведенной программы физического воспитания 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 92

1. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры, 1986, № 10, c. 21-25
2. Буцинская П. П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». — М., 1994.
3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. — М., 1981. 150с.
4. Васюкова В. И. Физкультурные развлечения // Педагогическая практика по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Под ред. А. В. Кенеман, Т. И. Осокиной. — М., 1984. 246с.
5. Гиргович И. П. Оборудование детских площадок // Жилищное строительство. — 1980. — № 3.
6. Ерастова А. П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. — М., 2001. 140с.
7. Карманова Л. В., Шебеко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. — Минск, 1997. 180с.
8. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000. С. 52-54.
9. Коровина И. М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе. — М., 1984. 192с.
10. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г. С. 45.
11. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, c. 8-11.
12. Лайщане С. Я. Физическая культура для малышей. — М., 1987. 230с.
13. Лескова Г. П. Влияние оценки воспитателя на физкультурном занятии на усвоение движений детьми // Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1992. 150с.
14. Лескова Г. П. Роль умственной деятельности в освоении детьми физических упражнений // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». — М., 1984.
15. Логвина Т. Ю., Шебеко В. Н., Шишкина В. А. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста. — Минск, 1996. 280с.
16. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении / Сост. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. — М., 1986. 120с.
17. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М., 1986. 360с.
18. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке // Воспитание и обучение детей пятого года жизни. — М., 1986. 140с.
19. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физическая культура // Воспитание и обучение детей пятого года жизни. — М., 1986. 140с.
20. Пенулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет. — М., 2002. 180с.
21. Перевощиков Ю. А. Домашние задания по физической культуре для учащихся 1—4 классов. — Минск, 1988. 80с.
22. Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. канд. дис. М., 1990, 23 с.
23. Популярная медицинская энциклопедия. /под.ред. Б.В.Петровского. М. Советская энциклопедия. 1981. С. 152.
24. Потехина Н. В. Обучение основным движениям на этапе их совершенствования // Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе. — М., 1990. 180с.
25. Потехина Н. В. Методика проведения физкультурных занятий в смешанных группах // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». — М., 2001.
26. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986. С. 35.
27. Рунова М. А. Двигательная деятельность детей 5—7 лет в самостоятельной деятельности и педагогическое руководство ею на прогулке // Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1989. 280с.
28. Скрипалев В. С. Стадион в квартире. — М., 1991. 180с.
29. Соловьев М. Предметная среда игровой комнаты // Народное образование. — 1988.—№ 10.
30. Станская Т. М. Какие мы используем физкультминутки // Физическое воспитание дошкольников. — Минск, 1988. 80с.
31. Степаненкова Э. Н. Воспитание творческой направленности деятельности детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх // Роль физического воспитания в подготовке детей. — М., 1990. 95с.
32. Тарасова 3. И., Шишкина В. А. Обучать эффективно с раннего возраста. — Минск, 1988. 110с.
33. Физическая культура шестилеток / Под ред. Н. Г. Лебедевой. — Минск, 1997. 140с.
34. Физическая подготовленность дошкольников. — М., 1988. 270с.
35. Филлипова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание 1999. №4. С. 34.
36. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М., 1984. 125с.
37. Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. — М., 1980. 102с.
38. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. — М., 1983. 132с.
39. Шебеко В. Н., Каманова Д. В. Физическая культура в средней группе детского сада. — Минск, 1990. 97с.
40. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. — М., 1996. 187с.
41. Шишкина В. А. Азбука движений малыша. — Минск, 1988. 205с.
42. Шишкина В. А. Движение движения. — М., 1992. 212с.

Список дипломных работ по предмету физкультура и спорт