2.2.Физические упражнения для младших школьников, направленные на регулирование работоспособности.
Физиологи подсчитали, что растущему организму необходимо никак не меньше 10 часов физкультурных занятий в неделю (дошколёнку следует ежедневно двигаться 3,5 - 4 часа, в 79 лет около 3, а в 10 лет 2,5 часа). На уроки физкультуры в школе отводят всего полтора часа (два урока) в неделю. Поэтому, нехватку физической нагрузки следует восполнять дома, особенно если ребёнок не ходит в какую-либо спортивную секцию. Не слишком ли большая нагрузка на детский организм - спросите вы? Вовсе нет, ведь за сутки здоровому школьнику необходимо сделать (минимум!):10 тысяч шагов, утреннюю зарядку, множество других физических упражнений, а так же гимнастику для уставших глаз. При этом идеальный вариант заниматься физическими упражнениями на свежем воздухе .
Это простое правило должны знать все родители, мечтающие привлечь ребёнка к занятиям физкультурой. Трудно вызвать у детей желание к физическим упражнениям, если сами родители считают это дело скучной и неприятной «работой». Дети подражают родителям во всём, поэтому не стоит ждать от ребенка активности, если родители сами не занимаются физическими упражнениями. Ребёнок должен видеть искреннюю заинтересованность родителей в этом вопросе, тогда подобное настроение передастся и ему. Ведь физическая культура - это своего рода отдых, переключение с одного вида деятельности на другой. А активный отдых - в виде комплекса физических упражнений - значительно полезнее пассивного «ничегонеделания». Физические упражнения, оставаясь серьезным делом, всё же должны доставлять радость детям, а не быть для них тяжким бременем. К слову, при работе мышц в организме вырабатываются, так называемые, «эндогенные опиоды». Это вещества, которые при попадании в мозг вызывают ощущение удовольствия чувство «мышечной радости».
Детям младшего школьного возраста лучше предлагать и выбирать те виды физической активности, которые у него лучше получаются, легче удаются и доставляют удовольствие.
Главное в физических упражнениях это их регулярность. Будучи постоянной привычкой, они приучат все системы организма слаженно работать. Желательно начинать с самого утра утренняя зарядка способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после сна, поддержанию хорошего настроения и активности в течение дня. Утренняя зарядка для детей может быть самой простой: несколько наклонов, поворотов, приседаний, отжиманий и бег на месте. Идеально, если дома есть спортивный уголок, или детский спортивный комплекс. Тогда утренняя зарядка и любые физические упражнения будут более интенсивными и интересными для детей. После любого комплекса физических упражнений, полезно пару минут повисеть на вытянутых руках на турнике или кольцах. Это способствует выпрямлению позвоночника. Имея домашний турник, подвешенный в дверном проёме, можно в игровой форме завести привычку, каждый раз, входя в комнату, подтягиваться. Мальчики, как правило, любят эту игру и с удовольствием учатся подтягиваться на турнике. В доме, где растёт мальчик, обязательно должны иметься гантели, вес которых утяжеляется постепенно, с ростом и весом ребёнка. Мальчики ценят образцы телесной мужественности .На этом интересе можно неплохо сыграть, показав ребёнку хорошие упражнения с гантелями .
Детям необходимо, прежде всего, научиться ходить и бегать в разном темпе, прыгать в длину и вверх. Физкультурные занятия младших школьников лучше проводить в форме игры. Тогда дети с восторгом побегают с родителями наперегонки, будут изображать движения разных животных, поиграют в игры с мячом. Повзрослев, дети и сами поймут всю пользу физических упражнений, тем более, если они помогут им выделиться в ряду сверстников.. Все эти занятия развивают силу, выносливость, координацию движений. Особенно это важно для скромных, неуверенных в себе детей. Ведь когда они смогут показать самим себе и другим (неизвестно, что более важно), что в этих физических упражнениях они не хуже других, то впоследствии станут все чаще заглядывать в спортзал и меньше переживать за свою «неуклюжесть». А это очень важно для здоровья не только физического, но и психического .
При занятиях физкультурой с детьми необходимо пойти «навстречу природе». Не стоит нагружать детей чрезмерно, ведь для здоровья не столь важен выбор движений, гораздо важнее сама физическая нагрузка как способ формирования привычки к здоровому образу жизни и повышению работоспособности. Родителям (если только они вы не профессионалы в физическом воспитании) вряд ли стоит учить детей технике сложных спортивных движений. Ведь неправильно сформированный двигательный навык исправить сложно, лучше поручить это дело специалисту педагогу физического воспитания. Пользу физические упражнения принесут только при соблюдении меры. Ведь большие физические нагрузки очень мощное средство воздействия на организм, особенно растущий. Если гонять детей «до упаду», возникнет перетренированность, плохое самочувствие, снижение иммунитета и даже торможение роста. Признаки такого состояния ухудшение настроения, вялость, нарушение сна, аппетита. У детей может вовсе пропасть желание заниматься физическими упражнениями. Эти симптомы должны послужить для родителей сигналом к снижению нагрузок. Если у ребёнка изначально слабое здоровье, то обязательно посоветуйтесь с врачом, чтобы подобрать комплекс упражнений из системы ЛФК (лечебной физкультуры). Кабинеты лечебной физкультуры находятся при некоторых дворцах спорта, детских поликлниках и санаториях.
В школе также существуют группы лечебной физкультуры. Увы, физкультура в школе сейчас находится не на высшем уровне во многих школах уроки физкультуры не проводятся из-за отсутствия учителей и условий для занятий. Однако родители должны знать, что вправе определить своего ребёнка в группу лечебной физкультуры, по рекомендации врача. На уроках лечебной физкультуры своя система оценок это поможет детям не чувствовать себя ущербным на фоне сверстников. Активные физические упражнения противопоказаны и при простудных заболеваниях. Занятия нужно резко уменьшить или совсем прекратить, чтобы не вызвать осложнений .
Приведем в нашей курсовой работе методы повышения работоспособности и некоторый комплекс физических упражнений для младших школьников.
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включе¬ния младших школьников в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаля¬ет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеваритель¬ных органов, способствует более продуктивной деятельности коры голов¬ного мозга.
Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффектив¬ное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.
В младшем школьном возрасте дети хорошо владеют основными видами движений, они способны самостоятельно выполнять задания по указанию учителя или родителя. Поэтому приемы проведения утренней гимнастики усложняются. Имитационные упражнения включаются редко, чаще используются пособия: обручи, палки, мячи, веревка; дети могут выполнять упражнения с двумя однородными предметами.
Начинается утренняя гимнастика с ходьбы с различными заданиями на внимание например, по сигналу изменить вид ходьбы. Для профилактики плоскостопия продолжают использовать ходьбу на носках, на пятках. Вводится новое упражнение для стоп ходьба п-медвежьи, которое требует медленного темпа выполнения и повышенного внимания к осанке детей: спина должна быть выпрямлена, смотреть следует вперед, а не вниз, руки в стороны или на поясе (для усложнения) .
В утреннюю гимнастику включаются сложные виды бега широкий, размашистый, с ускорением и замедлением темпа, со сменой направления. Сложные виды бега даются в начале комплексов. Завершает зарядку обычный бег.
Виды прыжков:
на двух ногах с продвижением вперед;
поочередные подскоки на правой и левой ноге;
прыжком ноги в стороны, вместе.
Длительность утренней гимнастики 8-10 минут. Комплексы состоят из 5-6 упражнений. Упражнения повторяются 6-8 раз.
Если в комплекс включено шесть общеразвивающих упражнений, то они выполняются в такой последовательности:
1) для мышц плечевого пояса и рук;
2) для туловища;
3) для ног;
4) для мышц плечевого пояса и рук;
5) для туловища;
6) для ног.
При выполнении упражнений дыхание может регулироваться произнесением коротких слов или звуков в момент естественного сжатия грудной клетки во время наклона дети говорят: «Вниз».
Упражнения для мышц плечевого пояса
(состоят из четырех частей)
вытянуть руки вперед ;
поднять руки вверх ;
вытянуть руки вперед ;
опустить руки .
Общеразвивающие упражнения для туловища
наклоны вперед;
наклоны в стороны;
повороты в стороны. Усложняются исходные положения:
сидя на полу, выпрямив ноги;
сидя по-турецки;
стоя на коленях.
Упражнения для ног
подскоки;
приседания;
подъемы на носки;
одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног из положения сидя.
Исходные положения для рук во время упражнений для ног:
руки на поясе; руки впереди; руки в стороны.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и сущность работоспособности.
1.1.Понятие общей работоспособности.
1.2.Работоспособность младших школьников
2.Влияние физических упражнений на регулирование работоспособности
2.1.Влияние физических упражнений на регулирование работоспособности младших школьников.
2.2.Физические упражнения для младших школьников, направленные на регулирование работоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
ВВЕДЕНИЕ.
Всем нам известно тонизирующее действие утренней гимнастики. Классические опыты И.М. Сеченова показывают, что утомление быстрее проходит не во время пассивного отдыха, а под влиянием физических упражнений.
Актуальность данной работы определяется тем, что для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы oт различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит физической культуре Каждому ребенку для нормального роста и развития необходимы физические упражнения, и их значение для здоровья трудно переоценить: они улучшают работоспособность, повышают физические качества, стимулируют обмен веществ и работу разных систем организма. Физическая культура не зря называется именно «культурой», ведь кроме укрепления здоровья и полезного комплекса физических упражнений, она расширяет общение, дает новые знания о себе и своем организме. Физические упражнения особенно полезны детям, много времени сидящим за уроками, компьютером, музыкальными инструментами. Конечно, это не значит, что не нужно заниматься музыкой, играть в компьютерные игры, смотреть телевизор. Важно вызвать у детей охоту и умение двигаться, чередовать спокойный отдых с активным - то есть, привить эту самую физическую культуру. И вот тут у родителей часто возникает вопрос: «Как это сделать ?»
К сожалению, в настоящее время этому фактору не уделяется пристальное внимание, поэтому в нашей курсовой работе мы внимательно рассмотрим влияние физических упражнений на регулирование работоспособности младших школьников.
Целью настоящей работы является изучение влияния физических упражнений на регулирование работоспособности младших школьников.
Исходя, из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить и рассмотреть понятие общей работоспособности;
- рассмотреть работоспособность младших школьников;
-изучить влияние физических упражнений на регулирование работоспособности младших школьников;
- рассмотреть какие упражнения могут применяться для работы физической культурой с младшими школьниками.
Объектом исследования современные представления о влиянии физических упражнений на регулирование работоспособности. Предметом исследования является влияние физических упражнений на регулирование работоспособности конкретно младших школьников.
Гипотеза нашей курсовой: благодаря физическим упражнениям и занятиями физической культурой с младшими школьниками, повысится их работоспособность и снизится состояние утомляемости.
В данной работе использовались следующие методы:наблюдение, беседы, анализ литературы по данному вопросу, методика, исследующая степень концентрации и устойчивости внимания, предложенная в 1895 г. Б. Бурдоном .
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ.
1.1.Понятие общей работоспособности.
Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы:
1-я- физиологического характера - состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;
2-я - физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;
3-я психического характера- самочувствие, настроение, мотивация и др .
В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как усидчивость, которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют те люди и школьники, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у школьников со слабой нервной системой .
1.2.Работоспособность младших школьников.
Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществить обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Внедрение и использование последних сопровождается некоторыми негативными тенденциями, одна из которых - ухудшение здоровья учащихся. Она проявляется в увеличении числа детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, повышении среди них количества простудных, росте вевозможных нарушений опорно-двигательного аппарата, снижении иммунитета, ухудшении общей физической подготовленности, развитии нервно-психических отклонений. Естественно, что такое состояние дел приводит к снижению общего уровня образованности личности .
Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости является умственное переутомление школьников, которое может быть вовремя замечено педагогом и ликвидировано на стадии утомления с помощью физических упражнений, релаксации, прогулки на свежем воздухе и т.п. Контролировать и регулировать процесс умственной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности. Особо сенситивен к утомлению младший школьный возраст .
Утомление - временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
1.Физическая культура.Научно- методический журнал №3-2000г.
2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма.- М.: ФиC, 1983.- 176 с.
3. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам /Под ред. А.Г. Хрипковой М.В. Антроповой.- М.: Педагогика, 1982.- 240 с.
4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Москва-Харьков-Минск,1999.
6. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьника. (Симптоматика, физиологическая природа и пути устранения). - М.: Медицина, 1964.
7. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация /Отв. ред. П.В. Симонов.- М.: Наука, 1984.- 193 с.
8.Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000. -432.,с илл.
9. Физическая культура в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Подред В.В.Садовского, В.З.Суровицкого. Пензенская ГАСА, 1999.
10. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред. Л.М.Крыловой. МГСУ, 1997.
11. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания. Учебное пособие. / Под редакцией Т.Г.Савкива. МГСУ,1995.
12. Здорове человека и профилактика заболеваний. Учебное пособие./Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.
13.Валеология: формирование и укрепление здоровья. Учебное пособие. /Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.
14.Социально-биологические основы физической культуры. Учебноепособие. /Под ред. ЯН.Гулько./МГСУ, 1996.
15. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1994.
16. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.
17. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - №1.
18. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - №2.
19. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Матвеева Л.П. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
20. Воробьев А.Н. Семья спортивная - М.: Физкультура и спорт, 1987