1. Установите, правильно ли произведено обобщение понятий (да, нет). Секунда — минута — час. – Нет. Цех — завод — предприятие. – Нет. Учебник логики — учебник — книга. – Да. Учебная группа — факультет — институт. – Нет. Логика — теория познания — философия. – Нет. Буква — слово — предложение. – Нет. Понятие — суждение — умозаключение. – Нет. 2. Определите: а) субъект, предикат, связку; б) качество и количество суждения. Лицо, которому на момент совершения преступления исполнилось 14 лет, подлежит уголовной ответственности. а) субъект – лицо, которому на момент совершения преступления исполнилось 14 лет; предикат – подлежащее уголовной ответственности; связка – есть (подразумевается). б) качество – утвердительное; количество – общее. 3. Определите тезис и логическую ошибку в рассуждении. Студент Джон страстно любил Линду. Однажды он пришёл к ней и заявил, что умрёт, если она не будет его. Линда отказала. И действительно, спустя семьдесят лет Джон умер. Тезис: Джон умер, так как Линда ему отказала. Ошибка: «после этого – значит, по причине этого». 4. Определите фигуру силлогизма, сделайте вывод, проверьте его правильность. Если вывод не следует, укажите ошибку. Все контрабандисты — преступники. Гражданин Петров не занимается контрабандой. Следовательно, … Первая фигура силлогизма. Вывод нельзя сделать, так как меньшая посылка является отрицательным суждением, что неверно для первой фигуры. Ошибка: термин, не распределенный в посылке не может быть распределен и в заключении.
-
1. Афанасьева О. В. Логика: учебное пособие. М., 2002.
2. Гетманова Л. Д. Учебник по логике. М., 1994.
3. Ивин А. А. Логика для юристов: учебное пособие. - М., 2004.
4. Кириллов В. И., Старченко А.А. Логика. — М., 1998.