Введение Актуальность темы исследования. Успешность перехода к рыночной экономике в значительной степени зависит от эффективности функционирования большого количества различных организаций, фирм и предприятий с многочисленным внутренним разветвлением и разделением на отделы, департаменты. Производительная деятельность последних, в свою очередь, зависит непосредственно от тех, кто управляет ими, то есть менеджеров. Профессиональный менеджер оперативно справляется со всеми функциями, которые возникают в управленческой деятельности. Поэтому современное общество нуждается в профессиональных менеджерах. Личность менеджера имеет исключительно важное значение для управленческой деятельности, ведь именно его важное индивидуально-психологические свойства будут определять, как будут решены те задачи, которые будут возникакют перед ним, проявит ли он себя ответственным, инициативным, самостоятельным работником, сможет ли выйти из сложных и необычных ситуаций, будет ли все усилия прикладывать для успеха, сумеет ли заинтересовать и организовать других для совместной работы на благо общественности. В современных условиях становится очевидным социальное значение проблемы успешности, достижение успеха в жизни. Общепринятым является тот факт, что достижение успеха в различных жизненных сферах является значимой детерминантой как для полноценного личностного развития субъекта, так и для социально-экономической стабильности общества в целом. Более того, ряд исследователей непосредственно связывает экономический подъем в обществе с высокоразвитой мотивацией достижения успеха его членов (Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен, Дж. Спенс), считая при этом, что мотивация достижения успеха является базовым свойством в структуре личности (Е.Б.Горчакова, Г.В.Турецкая, Г.Мюррей ) и одной из универсальных жизненных ценностей (В. Билски, С Шварц, М.Рокич). Каждый менеджер может и должен сформировать свое представление о собственной успешности, помня о том, что это весьма динамичная и неоднозначная категория. Очевидно, что достижения, выражающиеся в индивидуальных и организационных финансовых результатах - важный, но не единственный показатель. Исследователи отмечают присутствие еще как минимум трех компонентов: счастья (как возможности получать удовольствие от жизни), значимости (ощущения собственного позитивного влияния на близких людей), а также наследия (ценностей, оставляемых другим для содействия их будущим успехам). Поэтому становление менеджера как личности должно сопровождаться периодической ревизией и гармонизацией всех этих столь разноплановых составляющих успешности . Однако приходится признать, что многие значимые аспекты проблематики успешности в жизни в отечественной психологии на сегодняшний день исследованы недостаточно. В ряде работ рассматривались, в частности, проблемы мотивации достижения успеха в конкретной деятельности. Малоизученны такие вопросы как успешность в контексте профессиональной деятельности человека. Практически не исследовалась взаимосвязь представлений личности о собственной успешности и фактическим успехом ее в профессиональной деятельности.
Введение…………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы исследования представлен об успешности деятельности…………………………………………………8 1.1. Понятие социальных представлений в психологической науке……8 1.2. Подходы к определению успешности профессиональной деятельности менеджеров………………………………………………..13 1.3. Анализ исследования представлений успешности профессиональной деятельности………………………………………..24 Глава II. Представление менеджеров об успешности профессиональной деятельности……………………………………………………….……..35 2.1. Программа и методы исследования…………………………….…..35 2.2. Результаты и анализ эмпирического исследования……………….41 Выводы……………………………………………………………………56 Заключение……………………………………………………………….59 Список использованной литературы……………………………………62 Приложения……………………………………………………………….65
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: Просвещение, 2009. – 224 с. 2. Авдулова Т.П. Психология менеджмента. – М.: Наука, 2008. – 410 с. 3. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самохин С.И., Суханов О.И. Социология и психология управления. – Ростов н\Д.: Феникс, 2007. – 422 с. 4. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. –Харьков: ООО «Фортуна-Пресс», 2008. – 368 с. 5. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2005. – 301 с. 6. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. Пер. с англ. 8-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2009. – 362 с. 7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.– М.: НОРМА, 2005. – 624 с. 8. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов — М.: Флинта ФМПСИ, 2010. – 284 с. 9. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Просвещение, 2005. – 215 с. 10. Кабаченко Т.С. Психология управления: Уч.пос. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 452 с. 11. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Уч.пос. для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 502 с. 12. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 584 с. 13. Кафидов В.В. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов. – Москва: Академический проект, 2008. – 144 с. 14. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство "Интститут практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. - 400с. 15. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 752с. 16. Макарова И.К. Управление персоналом: Учебник. – Москва: Юриспруденция, 2010. – 304 с. 17. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: учебно-практическое пособие : [пер. с англ.] / Лори Маллинз. - Минск : Новое знание, 2008. - 1038 с. 18. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 2009. – 422 с. 19. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. — М.: Аспект Пресс, 2006. – 312 с. 20. Переверзев М. П. Менеджмент: учебник для вузов по экономическим и управленческим специальностям / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский ; под общ. ред. М. П. Переверзева ; Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. - М. : Инфра-М , 2010. – 286 с. 21. Полукаров В. Л. Психология менеджмента: учебное пособие / В. Л. Полукаров, В. И. Петрушин ; Обществ. федер. центр поддержки приоритет. нац. проекта «Образование» [и др.]. - М. : КноРус , 2009. – 271 с. 22. Психология менеджмента. Под редакцией Никофорова Г.С. Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 488 с. 23. Розанова В.А. Психология управления.- Учеб. пособие.- М: ЗАО «Бизнес-школа ИНТЕЛ-Союз», 2009 .- 404 с. 24. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 126 с. 25. Сухов А.Н. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 240с. 26. Трофимов Н.С. Современное управление персоналом организации. – СПб.: Канди, 2008. - 298с. 27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 2009. – 460 с. 28. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008. – 502 с. 29. Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология. Уч.пос. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 310 с.