Введение
Сегодня жизнь выдвигает все новые требования к системе дошкольного образования. Поэтому развитие дошкольного образования является первоочередной задачей образовательной системы.
Дошкольный возраст - это время наиболее бурного развития ребенка, интенсивного формирования, как его интеллектуальных способностей, так и личности. Именно в это время закладывается фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь человека.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает социальным пространством и в это ему помогают игры, отношения со сверстниками, общение с близкими взрослыми. Ребенок осваивает мир постоянных вещей, изучает функциональное значение предметов, учится ценить окружающий предметный мир, открывает относительность постоянства вещей. Дошкольник активно овладевает координацией движений, формированием ценностного отношения к своему телу. В этом возрасте развивается речь, мышление, воображение, внимание, память, стремительно развиваются психические свойства.
Важнейшим условием успешного обучения является хорошее внимание, которое необходимо для дальнейшего школьного обучения. Внимание – сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Цель данной работы: выявить влияние психологического консультирования родителей на развитие внимания дошкольников.
Объект исследования: развитие внимания детей в процессе дошкольного воспитания.
Предмет исследования: психологическое консультирование родителей по развитию внимания дошкольников.
Введение……………………...………………………………………………4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы по развитию внимания детей дошкольного возраста……………………………………………………..6
1.1. Проблема развития внимания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности внимания дошкольников…………………………….8
Глава 2. Работа психолога по развитию внимания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...11
2.1. О профессиональной подготовке практического психолога….……11
2.2. Деятельность психолога в детском саду……………………………..13
2.2.1. Задачи и функции психолога в детском саду……………………...13
2.2.2. Направления в работе психолога в детском саду………………….17
2.2.3. Формы работы с персоналом и родителями……………………….24
2.3. Работа психолога по развитию внимания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...27
2.3.1. Диагностическая работа…………………………………………….27
2.3.2. Организация и проведение индивидуальных обследований……...27
2.3.3. Знакомство с историей развития ребенка………………………….31
2.3.4. Анализ результатов обследований…………………………………33
2.3.5. Коррекционная работа………………………………………………35
Глава 3. Изучение влияния работы психолога с родителями на развитие внимания дошкольника………………………………………………………….37
3.1. Психолого-педагогические аспекты работы психолога с семьей воспитанника……………………………………………………………………..37
3.2. План работы психолога………………………………………………..40
3.3. Изучение уровня развития внимания детей. Диагностический блок……………………………………………………………………………….42
3.4. Формирующий этап развития внимания у детей……………………53
3.5. Контрольный этап. Проведение повторного исследования………...61
3.6. Выводы…………………………………………………………………63
Заключение…………………………………………………………………66
Список использованной литературы……………………………………...68
Приложение………………………………………………………………...74
1. Андреев О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. - М. Просвещение; 1996 – 125 с.
2. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М. 1989 – 450 с.
3. Бармашова Е. «Развитие внимания у детей дошкольного возраста»// ж-л «Дошкольный психолог» №1, 2005.
4. Баскакова Н.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Внимание школьника. – М.-Воронеж: МОДЭК, 2003. – 64 с.
5. Бережковская Е. Кравцова Е. «Методика выявления позиций общения у дошкольников» // ж-л «Дошкольный психолог», №2, 2005.
6. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. – М.: Владос, 1999. – 400 с.
7. Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания. // Вопросы психологии. – 2000 - № 5 – с. 127 – 131.
8. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».
9. Венгер Л.А.,Пирюгина Э.Г.»Воспитание сенсорной культуры ребёнка». М.: Просвещение, 1988.
10. Воронин А. Н. Методы диагностики свойств внимания//Методы психологической диагностики. Вып. 1 / Под ред. В.Н. Дружинина, Т.В. Галкиной. – М.: Союз, 2003. – 78 с.
11. Выготский Л.С. Овладение вниманием. Проблемы развития пси-хики // Собрание сочинений. М.: Просвещение, 1999. – Т.3. Гл. 9. С. 205-238.
12. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –127 с.
13. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1974. – 101 с.
14. Гальперин П.Я, Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Педагогика, 1998. – 190 с.
15. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник. – М.-Воронеж: МОДЭК, 2004. – 256 с.
16. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М.: Наука, 1992. – 240 с.
17. Детская психология / Под ред. Я.А.Коломинского, Е.А.Панько. – Минск: Университетское, 1998. – 390 с
18. Джемс У. Внимание. В кн.: Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1996. – С. 50—65.
19. Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания. // Вопросы психологии. 1995.
20. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию. - М.: Просвещение, 1996. – С.243-259.
21. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 1995. №3 с. 121 – 128
22. Дормашев Ю.Б, Романов А.Я. Психология внимания. – М.: Триволта, 2007. – 336 с.
23. Дормашев Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. / Послесловие проф. В. П. Зинченко. – Изд. 2-е, перераб. и исправл.- М.: Тривола, 1999. – 336 с.
24. Дьяченко Л. «Релаксирующие упражнения»// ж-л «Школьный психолог», №11,2005.
25. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М-Воронеж: МОДЭК, 2002. – 174 с.
26. Карабанова О. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: РПА, 2007. – 190 с.
27. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пос. / О.А. Карабанова.- М.: Гардараки, 2006. – 320 с.
28. Козырева Л. М. Как стать внимательным. Академия развития, Академия Холдинг. 2002 - 32 с.
29. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников : Книга для учителей и классных руководителей / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2008. - 303 с.
30. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: учебное пособие. 5-е изд. – М.: изд-во УРАО, 1996-176 с.
31. Ланге Н.Н. Внимание. Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1996. – С. 107—144.
32. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием ребёнка. – М. 1980 – 235 с.
33. Линькова Н.П. «Игры, игрушки и воспитание способностей». М.:Педагогика,1989.
34. Маклаков А. Г. Общая психология. – Питер. 2003 – 592 с.
35. Мамаева В. «Экспертная оценка в детском саду»//ж-л «Обруч»,№5,2004.
36. Московкина А. Г., Анисимова И. В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания// Дефектология. 2000. № 1. с. 61-63
37. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. ВУЗов – 6-е изд., стереотип; - М.: Изд. центр «Академия», 2000 – 456 с.
38. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999 – 640 с.