Введение В сложных условиях, возникших в результате финансового кризиса в России, необходимость проведения эффективной промышленной политики предстает как одна из главных и неотложных задач. Она имеет и глобальный аспект: экономическая дестабилизация в стране приобретает угрожающий характер. Реального успеха промышленной политики можно добиться только при наличии политической воли, отлаженного аппарата управления, политико-идеологической и пропагандистской поддержки. Для реализации программы промышленной политики необходимы энергичные, акцентированные шаги и создание достаточно стройной системы органов управления. В последнее время на основе накопившегося за несколько лет опыта выдвигается положение о том, что ключевым элементом промышленной стратегии России должен стать курс на создание вертикально-интегрированных компаний, холдингов и ФПГ. В условиях тяжелейшей депрессии в развитии отечественной экономики наметились тенденции, которые отражают стремление хозяйствующих субъектов выжить за счет объединения усилий, что, в свою очередь, характеризует новую, более высокую ступень развития рыночных отношений. Это создание крупных организационно-хозяйственных структур на основе взаимопроникновения и объединения капиталов различных сфер деятельности в рамках финансово-промышленных групп. Однако формирование российских ФПГ осложняется рядом обстоятельств организационного, правового, конъюнктурного и концептуального характера. Одной из причин подобного положения дел, несомненно, является дефицит практического опыта и нескоординированность усилий различных ведомств, призванных обеспечивать соответствие государственных и частных интересов. Чтобы включиться в общемировую воспроизводственную цепь, российские экономические институты должны соответствовать международным стандартам, прежде всего по формам и размерам капитала. Только тогда они смогут существовать как звенья воспроизводственного механизма мировой экономики. 1. Сущность холдинга Несмотря на появление в последнее время в России огромного количества предприятий под названием "холдинг", немногие могут дать точное определение о том, что же они из себя представляют. Попробуем разобраться в этом, руководствуясь зарубежным опытом и теми нормативными актами, на основании которых эти предприятия создаются и действуют в России. Исследование сущности и правового положения холдинговых компаний имеет большое значение как с практической, так и с теоретической точек зрения. Отношения экономической зависимости и контроля, лежащие в основе создания объединений вертикального типа или объединений холдингового типа ставят под вопрос основополагающий принцип гражданского права - принцип юридического равенства субъектов. Исследуя группы взаимозависимых лиц (холдинги, концерны) в буржуазном гражданском праве, он сделал вывод, что реальные взаимоотношения в экономике заставляют право "регулировать отношения юридически (а не только экономически) неравных субъектов права, связанных отношениями власти и подчинения. Иными словами, - писал известный цивилист, - ставится под сомнение и традиционное определение гражданского права как совокупности норм, регулирующих имущественные отношения, складывающиеся по горизонтали между равноправными участниками товарного оборота. Настаивать на классическом понимании гражданского права с учетом процесса централизации производства и капитала означает исповедовать юридический идеализм". Сущность группы заключается в том, что это экономическое единство или организация, состоящая из самостоятельных субъектов права. В результате можно с успехом обладать контролем без бремени собственности, господством - без хозяйственных рисков. Группа имеет существенные преимущества перед другими способами концентрации капитала, например, по сравнению с поглощениями, слияниями юридических лиц. Создание зависимой дочерней компании, как правило, не требует длительных и дорогостоящих формальностей. Но самое главное - зависимое общество рассматривается как самостоятельный субъект права.
Введение 3
1. Сущность холдинга 4
2. Финансово-промышленные группы: сущность, виды 8
3. Типы крупных хозяйственных объединений 14
Заключение 17
Список литературы: 19
1. Дягилева А.М. Холдинговые компании в России // Законодательство и экономика. 2000. № 3. 86 с.
2. Капелюшников Р. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности //Вопросы экономики. 2000. №1. 125 с.
3. Лобанов Г. Холдинг - юридическая форма // Юрист. 2000. № 10. 80 с.
4. Мотылев В.Е. Финансовый капитал и его организационные формы. М., 2003. 231 с.
5. Предпринимательское (хозяйственное) право. Т. 1./ Под ред. О.М. Олейник. М., 2004. 402 с.
6. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. 2004. № 11-12. 103 с.
7. Рудашевский В.Н., Рудашевская О.П. Холдинг, ФПГ, далее - системинг // Инвестиции в России. 2004. №10. 110 с.
8. Симачев Ю.В. Создание корпоративных структур // Журнал для акционеров.2004.№5.100 с.
9. Тарасов С.В. Холдинговые структуры в России // Проблемы региональной экономики. 2005. № 1-4. 430 с.
10. Ткачев А., Богомолов Ю. Понятие «Группа лиц»// Журнал для акционеров. 2000. № 4. 126 с.