(Нет отзывов)
29 страниц
2019-07-24

Понятие,признаки. и проявление воли у человека. Основные направления и пути развития воли.

В наличии
550 ₽

Введение
Формирование всесторонне развитой, общественно активной личности является важнейшей целью и непременным условием прогресса общественной системы. Дальнейшее развитие нашего общества наряду с углублением научно-технической революции и совершенствованием хозяйственного механизма требует соединения политического, трудового и нравственного воспитания с целью формирования у людей чувства ответственности, организованности, дисциплинированности, выдержки, общественно направленной системы мотивов. Большая роль в решении этой актуальной задачи принадлежит психологии.
Воспитание необходимых волевых качеств и способности к волевой регуляции является составной частью воспитания личности, действующей на основе сознательных побуждений. Заинтересованность общества в разработке научно обоснованной системы формирования личности, обладающей, в том числе и необходимыми волевыми качествами, требует углубления исследований теоретических и методологических проблем воли, разработки методической оснащенности экспериментальных исследований и диагностики уровня развития волевой регуляции. Однако признать уровень исследования проблемы воли в современной психологии соответствующим тем большим задачам, которые поставило общество, не представляется возможным.
Проблема воли имеет многовековую историю, но и сегодня мы не можем говорить ни достижениях в этой области, ни о широте исследований, ни о ее популярности. Из центра понятийной системы психологии понятие воли постепенно оттесняюсь к периферии, что выражалось в падении интереса психологов к проблеме воли, в снижении числа публикаций и в отставании уровня теоретических, экспериментальных и прикладных исследований по сравнению с другими разделами психологии. Анализируя понятийный аппарат современной психологии, М. Г. Ярошевский отметил, что понятие воли не входит в число основных понятий психологии XX века.
После достаточно интенсивного развития теоретических и экспериментальных исследований воли в зарубежной психологии в 30-х годах происходит резкий спад интереса к этой проблеме. Авторы психологических словарей отмечают, что в психологии США практически не используется термин «воля» и даже ставится под сомнение ценность самого понятия воли. Постоянно уменьшается число публикаций по воле в «Psychological Abstracts», отсутствует глава воле во многих учебниках по психологии.
По данным В. И. Селиванова, в нашей стране с 1938 по 1958 г. было опубликовано всего около 40 работ по проблеме воли. С 1952 по 1967 г. число публикаций увеличилось до 70, но затем стало сокращаться. За период с 1978 по 1983 г. опубликовано всего 7 монографий и сборников по проблемам, связанным с волевой и произвольной регуляцией поведения. В двух центральных журналах по психологии («Вопросы психологии» и «Психологический журнал») с 1980 по 1987 г. по проблемам воли опубликовано всего 5 статей. За период с 1976 по 1981 г. из 197 диссертаций по общей психологии только пять работ защищено по теме «Воля» .













1 Эмоционально-волевая сфера личности
1.1 Чувства
Чувства одна из форм психического отражения мира. В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, образов, представлений, понятий, мнений, в чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний. В чувствах отражаются действительные отношения человека к значимым для него объектам, явлениям. К. Д. Ушинский не без основания считал, что в мыслях наших выражается теоретическое, а в чувствованиях практическое отношение к жизни. А поэтому, проникая в область чувств, переживаний человека, мы глубже и полнее познаем его: как на самом деле он относится к тем или иным событиям, фактам воспринимаемой им действительности.
Чувства человека связаны с его потребностями. Источники эмоций и чувств находятся в объективной реальности, в ее соответствии или несоответствии потребностям и интересам человека. При условии, когда внешние обстоятельства способствуют удовлетворению той или иной потребности человека, у него возникают положительные эмоции и чувства. Если же предметы и явления окружающего мира не ведут к реализации имеющихся у человека потребностей, интересов, возникают отрицательные эмоции и чувства. В целом, если окружающая человека действительность не связана с его потребностями, интересами то она не вызывает у него переживаний, он становится к ней безразличным.
В психологической литературе и обыденной жизни наряду с понятием чувства нередко употребляются и другие эмоции. Существует многозначность в употреблении этих понятий. Например, формы (эмоции) и содержания (чувства). Под эмоциями понимают внешние формы проявления, выражения чувств
В зависимости от того, что выступает предметом потребностей и интересов человека, источником его переживаний, в психологии различают:
эмоции как исходные, первичные, простые (элементарные) переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей организма (в пище, отдыхе, самосохранении защите от холода или жажды и т.п.), а также как формы проявления более сложных эмоциональных состояний чувств.
Чувства рассматривают как более сложные, преимущественно социально обусловленные и присущие только человеку переживания: чувства любви, ненависти, дружбы, коллективизма ответственности, чувства вины, одиночества, застенчивости и т п. Чувства это специфически человеческие переживания, возникающие на основе удовлетворения (неудовлетворения) потребностей человека как личности (потребности в общении познании, эстетические, политические, профессиональные и др.).
Таким образом, эмоции это и форма проявления чувств и элементарные, простейшие чувства, связанные с удовлетворением (неудовлетворением) естественных потребностей человека потребностей его организма. При этом чувства рассматриваются как более сложые, прижизненно сформированные и связанные с удовлетворением (неудовлетворением) социальных потребностей и интересов личности, переживания человека.
При изучении данной проблемы необходимо обратить внимание на понимание истоков чувств, причин их возникновения у человека. В этом смысле определенный интерес может представлять позиция отечественного специалиста в этой области П. В. Симонова, разработавшего так называемую информационную теорию чувств. Он считает, что сила и качество переживаний человека, его эмоциональные состояния в конечном счете определяются силой актуализированной и функционирующей у него потребности и оценкой способности, возможности ее удовлетворить в сложившейся ситуации. Наглядно он представляет это в виде формулы
Э = П(ИН-ИС),
где Э возникающие у человека эмоции; П испытываемая человеком потребность; Ин информация, необходимая для удовлетворения данной потребности; Ис информация, реально существующая в данной ситуации.
Особенности содержания и динамики эмоций и чувств обусловлены двумя обстоятельствами:
1) объективными условиями жизни и деятельности человека и возможностями удовлетворять (или не удовлетворять) его естественные и социальные потребности и интересы;
2) субъективными причинами, к которым относится все то, что касается внутреннего духовного мира человека: ценностные образования, притязания личности, жизненный опыт и т.п.
Изучение данной темы предполагает уяснение классификации чувств и их характеристики в соответствии с этой классификацией. Основания для классификации чувств могут быть разные.
Так, по влиянию на деятельность различают чувства стенические (положительно влияющие на успешность деятельности) и астенические (отрицательно влияющие на деятельность и поведение человека).
По направленности чувства могут быть положительные (радость, уверенность, оптимизм и т.п.) и отрицательные (угнетенность, страх, неуверенность и т.п.).
По форме проявления различают:
- настроения небольшой силы кратковременные или относительно длительно функционирующие эмоциональные состояния человека;
- аффекты большой силы кратковременные чувства, вспышки чувств (гнев, ненависть, панический страх и т.п.). Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушением волевого контроля и т.д. Аффект вызывается неожиданным или очень сильным раздражителем, к которому человек сразу не может приспособиться. Нередко это бывает в результате конфликта с другими людьми, длительного невнимания к какой-либо просьбе, переутомления.
Аффект чаще всего возникает у неуравновешенных, слабохарактерных людей. Внешне он может проявляться в чрезмерной активности, которая в данном случае не к месту, жестах, воз гласах или, наоборот, в задержке движений, доходящих до оцепенения. Усилием воли можно предотвратить начало вспышки
Чем более развиты волевые Качества, тем меньше поддается человек аффекту или вообще его не допускает. Отвлечение или переключение внимания также может уменьшить или предупредить аффект. Психологический смысл этих приемов заключается в переводе части сильного нервного возбуждения на другие участки мозга;
- страсти - сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания человека. Страсть, направленная на общественно важные цели, обогащает личность, ведет к выдающимся достижениям, подвигам. Безмерная любовь к науке, технике, искусству -это тоже проявление страсти.
Чувства зависят от хода и результатов жизни и деятельности человека. Среди них выделяют такие важнейшие, как морально-политические, правовые, интеллектуальные и эстетические чувства.
К морально-политическим Чувствам относятся: любовь к своей Родине, ненависть к врагам, коллективизм, положительное эмоциональное отношение к труду; честь, достоинство стыд совесть и др. Эти чувства наиболее тесно связаны с мировоззрением с политическими и нравственными убеждениями и взглядами с представлениями о своей Родине. Морально-политические чувства являются важными мотивами поведения человека

Введение 3
1 Эмоционально-волевая сфера личности 5
1.1 Чувства 5
1.2 Понятие и проявление воли у человека 10
2 Признаки воли 16
3 Воспитание воли 23
Заключение 28
Список использованных источников 30

Список использованных источников
1) Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 2000. 142 с.
2) Нуркова В. В. Психология учебник. Изд-во ЮРАЙТ, 2005 г., 484 стр.
3) Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 480 с.
4) Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Изд-во ПЛЮС , 5-е изд. 2001, 312 с.
5) Щукин Ю.М. Философия: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Тула: Тульский полиграфист, 2002. 488 с.

Список контрольных работ по предмету психология