Полномочия правительств в зарубежных странах.
Понятие правительства в зарубежных странах
Традиционно под правительством понимается коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители министерств и центральных ведомств.
Конституционное право зарубежных стран выделяет следующие возможные наименования правительства в разных государствах. Так, Чехия и Колумбия имеют правительство; Япония Кабинет; Индия - Совет министров; Франция и Куба - Совет министров (Правительство); Китай - Государственный совет; Германия - Федеральное правительство; Швейцария - Федеральный совет; КНДР - Административный совет и т.п.
Расхождения в наименовании не влекут за собой изменение сущности правительства. Оно создается практически при любых формах правления. Однако конституционный статус и роль правительства могут быть различными и зависят от особенностей, которые сложились в той или иной стране .
Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера: Кабинет - в Великобритании, Постоянное бюро - в Китае, Президиум - в Италии и т.п., а также разного рода межведомственные структуры - комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и др.
С точки зрения своего политического состава правительство бывает: однопартийным; коалиционным; беспартийным.
Однопартийное правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) - образуется, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате (Великобритания) .
Коалиционное (многопартийное) правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) - образуется, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство - это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. Правительственные партии, образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции не состоящие, но ее поддерживающие (Германия, Италия) .
Возможно создание и правительства меньшинства, опирающегося на выборочную поддержку неправительственных партий. Оно может быть однопартийным или коалиционным, но в любом случае партии, составившие правительство, большинства в парламенте не имеют. Ему трудно принимать радикальные решения, и оно обычно ограничивается решением текущих вопросов (Скандинавские страны).
Беспартийное правительство - образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. В ее состав входят специалисты, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такого правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе.
Процесс формирования и структура правительства
В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами: парламентским и внепарламентским.
Парламентский способ используется в странах с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.
Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой в неконкретной форме (Италия, ФРГ, Индия). Здесь вначале глава государства назначает главу правительства (в Италии - это председатель Совета министров, в ФРГ - Федеральный канцлер, в Индии - премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.
Если предлагаемый состав правительства или его глава не могут получить доверия большинства парламента, то возможен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент.
Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республиках. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а избирательный корпус, т.к. правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.
Состав и структура правительства очень разнообразны и в ряде стран (Великобритании) никак не регулируются, что позволяет каждому новому главе правительства самому определять, какие министерства ему нужны и с каким кругом ведения.
В Италии, ФРГ, Франции в состав правительства входят все главы центральных ведомств (министры, главы департаментов, государственные секретари), хотя в конституциях это не оговаривается .
В других странах, напротив, структура исполнительной власти урегулирована законом (США, Швейцария, Испания, Польша). Так, в Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в законодательном порядке.
Осуществление исполнительной власти правительством.
Исполнительную власть в стране осуществляет правительство или глава государства и правительство.
«Сильное» правительство, как правило, существует в парламентарных респуб¬ликах и монархиях. Оно обычно состоит из премьер-министра, его заместителей, министров и иных членов. Традиционно в данных странах премьер-министром парламент избирает лидера партии, победившей на выборах в парламент, или руководителя крупнейшей фракции. Обычно министров по представлению пре¬мьер-министра назначает и освобождает от должности глава государства.
В парламентарных республиках и монархиях правительство обладает значи¬тельными полномочиями. В частности, в Великобритании вошел в употребление термин министериализм, означающий фактически ведущую роль правительства в системе органов государственной власти (например, быть инициатором боль¬шинства актов, принятых парламентом, принимать самому акты, имеющие силу закона, подавать королеве прошение о роспуске парламента и т. д.). Также в парламентарных республиках и монархиях все акты главы государства подверга¬ются контрассигнатуре.
Правительство в данных государствах ответственно перед парламентом. В слу¬чае вынесения правительству вотума недоверия конституции этих стран предус¬матривают два вида последствий:
- правительство автоматически уходит в отставку;
- правительство на выбор или уходит в отставку, или инициирует роспуск парламента.
В целях избегания затяжных правительственных кризисов в ряде стран (ФРГ, Польша, Венгрия) учрежден институт конструктивного вотума недоверия. При внесении такого вотума указывается фамилия человека, который станет следую¬щим премьер-министром. Голосование за недоверие правительству является одно¬временно голосованием за нового премьера.
Наряду с указанной моделью, при которой правительство осуществляет исполнительную власть, существует и вторая модель, где правительство осуществляет исполнительную власть вместе с главой государства.
Данная модель имеет две разновидности:
- глава государства сам через правительство осуществляет исполнительную власть;
- исполнительная власть поделена между главой государства и правительством.
Конституция Франции 1958 года
Особенности конституционного развития Франции.
Конституционное развития Франции уникально и представляет большой интерес для исследователей конституционного права. Уникальность заключается в том, что:
- Франция родина Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года, идеи которой легли в основу многих современных конституций;
- данная декларация не только исторический документ, но и часть сегодняшней конституции страны;
- Франция родина 3-й в мире (после США и Польши) и 2-й в Европе Конституции 1791 года;
- в течение 167 лет (с 1791 по 1958 годы) во Франции было принято 15 конституций (в среднем раз в 10 лет) это абсолютный мировой рекорд. Ни в одной стране мира не было принято так много конституций и они не менялись так часто;
- Франция имеет особую систему высших органов государственной власти, где президент глава государства наделен огромными полномочиями и явно возвышается над всеми другими государственными органами .
Принятие Конституции 1958 года
На двенадцатом году Четвертой Республики, в 1958 году, во Франции разразился глубокий политический, экономический и нравственный кризис страну раздирали социально-экономические и политические противоречия, власть была слабой и не могла изменить ситуацию к лучшему. Каждые несколько месяцев возникали острые правительственные кризисы (правительство уходило в отставку, а новые сформировать было трудно из-за межфракционных парламентских разногласий), разваливалась Французская колониальная империя, 4 года шла кровопролитная война в Алжире, который добивался отделения от Франции.
В мае 1958 года в Алжире произошел военно-националистический мятеж, который поставил Францию на грань войны и военной диктатуры. Для руководителей Четвертой Республики и парламента единственным способом предотвращения расползания алжирского мятежа на всю Францию и последующую военно-фашистскую диктатуру было возвращение с пенсии и предоставление поста премьер-министра 68-летнему генералу де Голлю.
Полномочия правительств в зарубежных странах 1
Понятие правительства в зарубежных странах 1
Процесс формирования и структура правительства .3
Осуществление исполнительной власти правительством 4
Осуществление исполнительной власти главой государства 5
Осуществление исполнительной власти совместно главой государства и правительством ..6
Полномочия ..6
Руководитель правительства 7
Специализированные органы при правительстве 8
Список использованной литературы ..9
Конституция Франции 1958 года 10
Особенности конституционного развития Франции ..10
Принятие Конституции 1958 года 10
Основы конституционного права Франции ..12
Список использованной литературы ..25
Список использованной литературы
1. Горшенева И. А., Короткова Г. О. Механизм формирования исполнительной власти во Франции // Административное и административно-процессуальное право. Часть 2. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005. С. 98 105.
2. Грибов Я. Л. Чрезвычайные полномочия главы правительственной власти в США и Англии - орудие империалистической реакции. Автореф. дисс. к.ю.н. М., 1951.
3. Гринберг А. И. Конституционные основы деятельности правительства Италии // Практика буржуазного конституционализма. М., 1982. С. 63 75.
4. Данилов С. Ю. Новое в системе исполнительной власти Великобритании // Административное право. М., 2002. С. 96 104.
5. Егорова М. О., Ялбулганов А. А. Правовые основы деятельности Правительства ФРГ // Правоведение . 2006. № 5. С. 205 215.
6. Козырин А. Н., Глушко Е. К. Правительство в зарубежных странах. Учебное пособие. М.: Ось-89, 2007. 240 с.
7. Правительство, министерство и ведомства в зарубежных странах. М.: Юридическая литература, 1994.
Список использованной литературы
Гена И. Конституционное правосудие во Франции: Итоги и перспективы // Конституционное правосудие на рубеже веков. М.: Норма, 2002. С. 63 69.
Ковалев А. М. Современное состояние Конституции V Республики во Франции: Проблемы реформы Конституции // Государство и право. 1997. № 4. С. 100 102.
Колдаев В. М. Конституционное право Франции. Учебное пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2003. 75 с.
Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юристъ,1999. 600 с.
Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, США, Япония, Индия. Учебное пособие / Сост. В. В. Маклаков. -5-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. 608 с.