Введение Социология богата именами многих ярких мыслителей. На¬учные труды каждого заслуживают отдельного рассмотрения, чем и занимаются специалисты по истории социологии. В рамках настоящей работы невозможно подробно охарактеризовать все обширное наследие ученых прошлого, создавших теоретико-методологические основы нынешней социологической науки. По¬этому конспективно рассмотрим социологические концепции М.Вебера. Его труды име¬ют актуальное значение и сегодня в социологическом образова¬нии государственных и муниципальных служащих, а также корпуса управленческого персонала в целом. Концептуальные положения «понимающей социологии» М. Вебера рассмотрены в контексте авторских представлений о поведении и деятельности. Центральной абст¬ракцией социологии М. Вебера является «целерациональное действие» как максимально доступное пониманию. В работе показано, что идеальной формой целерационального действия является предметная деятельность (или просто деятельность). В отличие от последней социальное поведение определено мотивацией, преломляемой в постановку цели, адекватные средства достижения которой могут не быть в наличии в социальной среде. В этой связи интерпретацию (понимание) поведения в принципе нельзя исчерпать целерациональным действием. Понятия «поведения» и «деятельность» представлены автором как формы активности, в контексте которых формируются рациональные и ир-рациональные составляющие человеческого социального действия. Обсуждение некоторых понятий «понимающей социологии» М. Вебера преследует, в нашем случае, вполне определенную цель. Она заключается в том, чтобы в свете категорий, обозначенных в названии данной работы, вскрыть не¬которые черты социального поведения, отмеченные в теории немецкого уче¬ного. В частности, речь пойдет об основаниях целерационального поведения, представление о котором играет весьма важную роль в дедукции понятий веберовской социологии. Социология (точнее, понимающая социология), как указывает М. Вебер, «есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».
Введение 3 1. Понимающая социология Макса Вебера 5 2. Поведение и деятельность: исходные определения 15 3. Модели поведения «понимающей социологии» М. Вебера в свете категорий «поведение» и «деятельность» 24 Заключение 28 Литература 31
1. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 2. Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер // Избранные произведения. - М. : Прогресс, 1990. 3. Выготский, Л.С. Собр. соч. в 5-ти томах / Л.С. Выготский. - Т.2. - М. : Педагогика, 1982. 4. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 2009. 5. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: КомКнига, 2008. 6. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. Эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения. М.,2009 7. Маркарян Э.С. О значении сравнительно-исторического метода в культурно-историческом познании // Вестник истории мировой культуры. 2009. №4. 8. Неусыхин А.И. Эмпирическая социология Макса Вебера и логика исторической науки // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юристъ, 2008. 9. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М.: Изд-во Московского университета, 2010. 10. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо. Томск, 2009. 11. Чешев, В.В. Человек как мыслящее существо / В.В. Чешев. - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2009.